Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Постановка и решение исследовательских задач в области образования

Сущность понятия «исследовательская задача»

Определение 1

Исследовательская задача – это такая творческая задача, для решения которой ученику необходимо активизировать свою познавательную деятельность и выполнить одну или несколько исследовательских операций.

Основной дидактической целью исследовательской задачи выступает решение определенной проблемы, связанной с жизненным опытом детей.

Основываясь на опыте научных исследований, исследование рассматривается в качестве решения проблемы дефицита знаний посредством теоретического мышления.

Исследовательская задача рассматривается в качестве творческой, то есть той, что требовала от человека проявления неординарности мышления, поисковой активности, умения ориентироваться в ситуации неопределенности.

Действия школьника должны начинаться с совместной с руководителем постановки цели исследования и осмысления способов решения, которые направлены на получение информации, касающейся исследуемых процессов, явлений или объектов.

Структура исследовательской задачи должна рассматриваться на нескольких уровнях:

  • Натуральный уровень – необходим, чтобы освоить метод проб и ошибок, а также метод наблюдения. Работа на данном уровне разворачивается в процессе произвольных непосредственных действий с предметными материалами: переливанием, смешиванием, первыми взрывами и пр. Результаты случайных проб на данном уровне не фиксируют и не систематизируют, но формируют из них определенный образ – картинку явления в сознании начинающего исследователя.
  • Предметный уровень – базовый исследовательский уровень, на котором выделяют предмет или объект исследования, подлежащий анализу в качестве соотношения известного с неизвестным. Основными методами, осваиваемыми на данном уровне, являются структурирование, нормирование и планирование.
  • Модельный уровень – уровень конструирования посредника, позволяющий получить ряд новых данных, касающихся изучаемого явления. Главный метод исследования – моделирование, то есть замещение и опосредование путем освоения двух базовых действий: абстрагирования - конкретизации и обобщения - опредмечивания.
  • Теоретический уровень – получение научного знания, касающегося закономерностей в явлениях, процессах и объектах посредством операций с моделями. Основан на двух главных методах: анализе и синтезе, которые ученикам необходимо освоить, чтобы иметь возможность извлекать знания из моделей.
  • Проектный уровень – реализация инженерной деятельности, которая предполагает внедрение результатов эмпирической и теоретической работы, чтобы разрешить проблемную ситуацию в реальности.
«Постановка и решение исследовательских задач в области образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Типизация исследовательских задач

Все существующие типы задач не могут считаться независимыми, так как исследование всегда представляет собой единый и целостный процесс. Анализируя условия для постановки исследовательской задачи в образовательном пространстве, типизация задач располагается на стыке трех плоскостей.

  • Первая представлена онтологией школы по учебным исследованиям, в которых основное содержание – освоение культуры проведения и участия в исследованиях.
  • Вторая – обеспечение рамок постановки образовательных задач, которые превращаются в метазадачу относительно к предметной – исследовательской.
  • Третья плоскость – границы педагогического обеспечения становления исследовательских умений и навыков.

Министерство образования Красноярска опробировало ряд задач, позиционируемых в качестве мини-исследований на ста школьниках 7-10 классов. В результате данного эксперимента был сформулирован ряд выводов относительно возможностей школьников в решении исследовательских задач:

  • школьники не готовы и не могут решить исследовательскую задачу в качестве задачи с неизвестным результатом и вариативностью сценариев решения, так как культурно они ориентированы на выполнение четких заданий и указаний, которые дает учитель;
  • школьникам легче оперировать натурально представляемыми задачами по сравнению с задачами, имеющими абстрактное содержание и характер;
  • треть наиболее простых задач самостоятельно была разрешена учащимися, то есть они увидели исследование, захотели его осуществить и провести эксперименты, собрать данные и получить перечень итоговых результатов;
  • школьники не способны перенести свой подростковый социальный групповой опыт общения и взаимодействия на исследовательскую деятельность, чтобы осуществлять командную работу;
  • основное затруднение школьников было представлено преодолением стереотипного мышления во время решения творческих задач;
  • выбирая самостоятельное исследование на все время учебного года школьники, обычно, рассматривают и понимают исследование в качестве изучения определенной темы и не умеют разграничивать изучение в качестве освоения готового и исследования в качестве освоения нового, непознанного материала.

В целом, типизация исследовательских задач представляет определенную перспективу, так как дает возможность осуществить диагностику дефицита знаний, организовать образовательное пространство, выстроить коммуникацию с учителями и всеми учащимися. В связи с этим, дальнейшее развитие приведенной типизации должно протекать в рамках разработки онтологии исследовательских задач в рамках системы образования.

Педагогическая помощь в решении исследовательских задач состоит из организации процесса рефлексии, обучения технологиям решения различных исследовательских задач, рекомендаций, направленных на организацию самостоятельной деятельности учеников по их решению.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot