Структура портфолио воспитателя
Портфолио воспитателя – это комплект документов педагога, в которых отражаются его личностные качества и профессиональные достижения, система знаний и навыков, которыми владеет педагог, выступающих залогом успешности его педагогической деятельности.
Портфолио необходимо каждому педагогу. Портфолио служит залогом профессионального роста и развития педагога. Оно показывает окружающим все профессиональные навыки, мастерство педагога и выступает отражением успешности его профессиональной деятельности.
Портфолио педагога дошкольного образования состоит из следующих разделов:
- Общие сведения о педагоге. Данный раздел отображает информацию о личности педагога и его профессиональном уровне. В него входят следующие данные: ФИО педагога, год его рождения, годы обучения, уровень образования и стаж работы, личностные качества и уникальные возможности профессиональной деятельности.
- Награды педагога. В ходе своей педагогической практики, педагог может получать какие-то награды за успешную реализацию различных направлений педагогической деятельности. Все эти награды должны быть представлены в портфолио, чтобы заинтересованные лица могли ознакомиться с его достижениями в образовательной сфере.
- Достигнутые результаты реализации педагогического процесса в ДОУ. Данные результаты отражают методические разработки воспитателя, создание предметно-развивающего пространства в ДОУ, организация системы взаимодействия с родителями, применение уникальных технологий в образовательном процессе ДОУ, реализация проектной деятельности.
- Направления самообразовательной деятельности. Педагогу ДОУ требуется составить собственный план по самообразованию и саморазвитию. Он прописывает в портфолио свои направления деятельности по самообучению и повышению уровня квалификации.
- Портфолио воспитанников. Данное портфолио является составным компонентом портфолио воспитателя, поскольку, достижения его воспитанников свидетельствуют о продуктивности его деятельности.
- Материалы по обобщению и распространению педагогического опыта. Данная информация отражает проведение педагогом занятий, открытых уроков, на которых передается опыт ведения педагогического процесса в ДОУ, освещаются достижения и успешные направления деятельности, применение инновационных технологий.
Также в портфолио могут быть приложены фото и видеоматериалы, демонстрирующие какие-то аспекты работы или направления развития педагога, его успехи и достижения.
На современной стадии развития образовательного процесса, требуется освещать применение разнообразных инновационных технологий и ИКТ-ресурсов в учебно-воспитательной работе. Они отражают уровень информационного развития воспитателя и его ориентацию на реалии современного этапа развития общества.
Портфолио дошкольника
Портфолио дошкольника – это отражение его успехов в разных видах деятельности.
Портфолио отражает личные достижения ребенка и помогает ему сохранить их в своей памяти. Портфолио формируется для развития ребенка. Оно помогает ему почувствовать себя важным участником социальной деятельности. демонстрируя свои достижения другим людям, у ребенка формируется чувство гордости. Таким образом, он самоутверждается и осознает свое место в социальном пространстве.
Особенностями портфолио дошкольника являются:
- Портфолио является методом подведения итогов образовательной деятельности ребенка конкретной возрастной группы. Портфолио позволяет зафиксировать все индивидуальные достижения детей в разных областях и направлениях деятельности;
- Портфолио дошкольника – составной компонент портфолио воспитателя ДОУ. В нем отражаются не просто успехи ребенка, а достижения педагога в области его развития;
- Портфолио – компонент деятельностного подхода в образовании;
- Портфолио отражает прогресс в развитии ребенка или же, свидетельствует о наличии проблем в формировании его личности;
- Портфолио является современным средством представления индивидуальных достижений ребенка;
- Портфолио дошкольника формирует для него ситуации переживания успеха, что является важным направлением воспитательной деятельности, ориентированной на развитие ребенка;
- Яркое и красочное оформление. В отличие от портфолио иных типов, портфолио дошкольника оформляется в таком виде, который будет привлекать внимание дошкольников. Портфолио отражает достижения ребенка, а значит, станет объектом его гордости.
Создание портфолио для каждого дошкольника дает представление воспитателю об индивидуальных особенностях развития ребенка и его субъектных проявлениях. Кроме того, достижения детей отражают профессионализм и мастерство педагога и помогают ему понять, какие ошибки он совершает в ходе реализации учебно-воспитательной деятельности.
Положительной стороной портфолио дошкольника является интерес его создания. Портфолио создается ребенком самостоятельно. Естественно не без помощи взрослого, но с активной позицией ребенка в данном процессе.
Портфолио дошкольника формируется:
- В электронном виде. Для этого применяются специальные программы, позволяющие добавить множество интересных эффектов и представить информацию в яркой и красочной форме.
- В виде портфолио-раскраски. Такое портфолио является не только объектом гордости ребенка, но и его раскраской. Ребенок занимается раскрашиванием страниц, приклеиванием изображений на них. Конечно, записи в портфолио делаются взрослыми. Да и рисунки формируются при участии воспитателя или родителя. Но ребенок выбирает то, что он хочет изобразить, цветовую гамму рисунка.
- В печатном виде. Такое портфолио представляет собой сбор документов, отражающих достижения ребенка. Как правило, все его рисунки, поделки складываются в папку или формируется картотека.
Портфолио дошкольника включает информацию о нем, его родителях, семье и ее особенностях, его достижениях, мечтах, планах. Портфолио помогает систематизировать информацию о развитии ребенка и представлять ее в удобном для применения виде.