Понятие портфолио
Портфолио логопеда – это досье, собрание достижений человека, один из способов фиксировать, копить и оценивать творческие достижения учителя-логопеда.
Иными словами, это комплекс документов, которыми регламентируется коррекционная педагогическая деятельность, формируется рефлексия его собственной профессиональной деятельности.
Портфолио помогает учесть результаты, которых достиг педагог в разнообразных видах деятельности: методической, творческой, исследовательской.
Основная цель портфолио: оценить работу учителя-логопеда по теме самообразования, характер деятельности, отследить творческий и профессиональный педагогический рост, способствовать формированию навыков рефлексии, то есть самооценки.
Специалист, который претендует на получение второй, первой, высшей категории, должен указать в портфолио информацию, демонстрирующую достижение им действительно высокого уровня его профессионального развития. Аттестационные материалы предоставляют в формате портфолио за 14 дней до начала заседания аттестационной комиссии.
Основные разделы портфолио логопеда
Портфолио логопеда состоит из следующих разделов.
Первый раздел включает:
- титульный лист с фотографией и указанием полного названия учреждения, ФИО учителя-логопеда, должности и года составления портфолио;
- общие сведения о педагоге: дату рождения, образование, год окончания вуза, специальность по диплому, стаж работы, педагогический стаж по специальности, стаж в конкретном учреждении, квалификация, грамоты, дипломы и пр.;
- повышение квалификации учителя логопеда;
- презентация кабинета логопеда с фото и текстом.
Второй раздел включает:
- небольшое эссе, в котором педагог полно и точно формулирует взгляды учителя-логопеда на свою профессиональную деятельность, на коллег-педагогов, детей, родителей, процессы воспитания и обучения. Цель такого эссе – выявить ценностные ориентации и направленность специалиста, его мотивацию и основные цели работы. Эссе помогает учителю-логопеду более точно и полно сформулировать и разъяснить свои мысли;
- обоснование выбора аттестуемым программы, по которой ведется работа, технологий, методики, методов, приемов или применения в своей практической деятельности определенных средств педагогической диагностики, чтобы оценить образовательные результаты в соответствии с темой самообразования;
- описание самой программы, педагогических технологий, методов и приемов педагогической диагностики и т.д.;
- характеристика этапов работы, направленной на внедрение программы, технологии, методики и пр.;
- результаты работы по данной программе, педагогической технологии, методике, методу, приему и пр.
Третий раздел включает:
материалы, которые иллюстрируют работу, базирующуюся на технологии (метода, методики), характеристика которой приведена во 2 разделе: конспекты или фрагменты уроков, коррекционные занятия или их фрагменты и пр. Чтобы показать умение планировать, необходимо включить годовой и перспективный план работы, снабженный необходимыми пояснениями и комментариями. Можно сделать видеозаписи фрагментов работы – урока или коррекционного занятия. Видеозапись должна сопровождаться небольшим рефлексивным комментарием, который отражает эффективность данной формы работы, умение специалиста анализировать свою работу.
Четвертый раздел включает:
- работу с педагогами и родителями за последние три года, то есть их просвещение и консультирование;
- резюме после проведенной работы, то есть заключение, а также материалы, в которых отражен прогресс детей в процессе работы с ними.
Пятый раздел включает:
информацию, касающуюся использованных учителем-логопедом способов распространения обобщенного и представленного в данном портфолио опыта работы, то есть РМО, СМИ, публикации, сайт комитета-службы практической психологии «Методическая копилка» и пр.
Шестой раздел включает:
документы, отражающие официальную оценку работы учителя-логопеда:
- рейтинг социально-профессионального статуса (СПС);
- экспертное заключение по портфолио;
- представление заверенного руководителем образовательного учреждения и подписью аттестуемого;
- отзыв о работе в соответствии с проведенным мероприятием (администрация, коллеги);
- рецензия (внутренняя и внешняя), необходимая для компилятивной или авторской программы. Документы должны быть датированы, в них должна содержаться информация о должности и звании рекомендателей. Если есть письменная оценка работы специалиста со стороны родителей, их также можно представить в портфолио.
Требования к оформлению портфолио учителя-логопеда
Структура портфолио:
- титульный лист;
- оглавление, содержащие наименование материалов и указание номеров страниц;
- эссе, написанное в свободной форме, объемом не более 3х страниц;
- введение, содержание пояснение о материалах, включенных в портфолио – программа, технология, методика и пр., чем обосновано включение именно обозначенных материалов в качестве свидетельства своего профессионализма, соответствующего требованиям к заявленной квалификационной категории. Объем – не более 5 страниц;
- наименования разделов, подразделов, в которых описана представленная в портфолио программа, технология, методика, а также стадии ее внедрения, материалы, которыми может быть проиллюстрирована описанная работа – каждый материал, включенный в портфолио должен быть датирован. Объем – до 15 страниц;
- резюме – до 3х страниц;
- пути распространения опыта работы;
- документы, которые отражают официальную оценку работы учителя-логопеда;
- документы, в которых отражен уровень образования, квалификация или специализация учителя-логопеда.
Каждая копия документа в портфолио должна быть заверена руководителем учреждения. Общий объем материалов портфолио не более 30 файлов. Материалы, помещенные в портфолио, но не получившие обоснования со стороны учителя-логопеда, снижают ценность свидетельства профессионализма, аттестуемого.
Текст необходимо размещать на одной стороне белой бумаги формата А4.