Исторические истоки тьютерства
Тьютерская деятельность – это деятельность, ориентированная на создание условий для развития субъектной позиции учащегося, а именно осознанного выбора им образовательных программ из широкого спектра предложенных вариантов.
Тьютерская деятельность начала свое развитие в Англии, в XII столетии, когда в Оксфордском университете была создана система наставничества и появились первые тьютеры.
Тьютер – это наставник учебного заведения либо помощник в домашнем обучении. На современном этапе развития общества, тьютерская деятельность связана с репетиторством.
В конце XIV столетия система тьютерства была распространена во всех университетах Великобритании. Это положило начало ее применения в качестве формы университетского наставничества. По сути тьютер выполнял роль посредника между профессорами и студентами. Деятельность этого субъекта была нацелена на организацию комплекса практической стороны жизнедеятельности студента с соблюдением необходимых академических норм и идеалов.
В последствии область профессиональной деятельности тьютера стала значительно расширяться. С середины XVII столетия функциональная роль тьютеров была дополнена образовательными функциями. Тьютеры не просто выполняют роль посредников, но и выступают консультантами по вопросам планирования учебной деятельности, необходимости посещения тех или иных лекционных и семинарских занятий, отслеживания успеваемости студентов, оказания помощи в подготовке к экзаменам.
Постепенно, система тьютерства занимает приоритетное положение в системе образования Великобритании. Она закрепляется на законодательном уровне и утверждается в качестве ведущей в учебном процессе. Лекционная система, при этом, служит только для дополнения к ней.
Тьютерская система обучения направлена на разработку индивидуального подхода в обучении, ориентированного на составление персональных образовательных программ для учащихся и, помогающая создать условия для индивидуального продвижения в учебных заведениях различных уровней системы образования.
Что касается России, то система тьютерства оформилась здесь только в 90-ые годы 20-го столетия. В 1991 году была разработана первая тьютерская группа в г. Томске в школе «Эврика-развитие». На государственном уровне стандарт профессиональной тьютерской деятельности был утвержден только в 2017 году. Он определяет тьютера, как специалиста в области воспитания с трудовой функцией сопровождения учащихся.
Содержание тьютерской деятельности
Тьютер осуществляет помощь в повышении продуктивности и качественности процесса обучения посредством проведения развернутой оценки. Ему отводится роль консультанта по вопросам образовательного движения, проведения индивидуального сопровождения по учебным программам, с организацией обратного взаимодействия. Это способствует развитию образовательной инициативы и помогает учащимся определиться с выбором профессии и сформировать собственную учебную программу.
Интересно, что появление тьютеров связано с развитием процесса самообразования. Тьютер передавал свои навыки и способности, свой опыт самообразования, не имея при этом специального педагогического образования.
Тьютеры обучают своих подопечных – тьюторантов университетской жизни, основанной на проведении научных исследований самообразования. Деятельность тьютеров связана с организацией событий, направленных на определение и поддержку интересов учащихся в образовательной области, включение детей в различные виды деятельности.
Тьютерская работа сопряжена с индивидуальной и групповой самоподготовкой обучающихся, организует проведение тьюториалов, персональных консультаций по проведению мониторинга учащимися своих успехов и затруднений в процессе обучения.
Тьютерская работа достаточна сложна и многогранна. Она основывается на принципах:
- Взаимодополняемости психологических и педагогических начал;
- Информационного обеспечения;
- Тьютерского аспекта.
Тьютерская деятельность исключительна тем, что она может быть совмещена с иными видами деятельности, применяемыми в процессе обучения: изучением учебных программ и отдельных дисциплин, созданием самообразовательных и профориентационных проектов, проведением поддержки психологического, педагогического, общественного характера.
Поскольку тьютеры участвуют в учебном процессе подрастающего поколения, то они способствуют развитию навыков:
- Анализа и оценки своей деятельности;
- Формирования выводов на базе своих проб и ошибок;
- Проведение рефлексии своего движения в обучении.
Средства и технологии тьютерской деятельности
Тьютерская деятельность характеризуется не обязательным характером и, потому, исключает жесткое воспитательное воздействие на обучающихся. Тьютерские методики организации работы носят рекомендательный характер. Они ориентированы на развитие увлечения и заинтересованности обучающихся в самообразовании и выборе программ обучения.
Тьютерская помощь имеет индивидуальную направленность. Для этого методы, применяемые тьютерами, должны быть достаточно гибкими, вариативными и строиться на базе продуктивного диалога с подопечными.
Основными средствами тьютерской деятельности являются:
- Проектные технологии – выбор программы обучения учащимся на основе составления проекта обучения, включающего цели, задачи, план действий и прогнозирование итогов.
- Работа с портфолио – средство построения и практической реализации индивидуальных программ обучения учащихся.
- Проведение тренингов – ориентирована на психологическую подготовку учащихся к осознанному и правильному выбору.
- Технология консультирования – оказание помощи в выборе маршрута обучения, ответы на все интересующие вопросы, разъяснение всех неясностей.
- Технология профильных и профессиональных проб – проведение профессиональных испытаний и контрольных мероприятий, помогающих сделать адекватный вывод своих способностей и направлений дальнейшего обучения.
- Информационные технологии – помогает грамотно и качественно преподнести информацию своему подопечному и с ориентироваться в выборе профиля образования.