Подвижная игра – это активная игровая деятельность, основанная на точном выполнении заданий, соблюдении правил выполнения конкретных движений и действий игры.
Подвижные игры находят активное применение в физическом развитии подрастающего поколения.
Игра выступает ведущей деятельностью дошкольников, а подвижная игра увлекает детей, требуя от них совершения активных действий, формируя у них соревновательный дух и повышая их интерес к разнородным движениям, активизирующим разные аспекты двигательного аппарата организма.
Рисунок 1. Подвижные игры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Методика проведения подвижных игр
Проведение подвижных игр сопряжено с рядом особенностей их организации. Они могут опираться на использование разнообразного оборудования, различных сюжетов, разного вариативного содержания и количества ролей, а также разных правил реализации игрового действия.
Механизм реализации подвижной игры включает в себя следующую последовательность действий:
- Сбор детей на игру. Дети собираются на игру в том месте, в котором будет реализовано игровое действие.
- Мотивация детей к участию в игре. Создаются стимулы, побуждающие детей принять участие в игре. Стимулы зависят от конкретных интересов детей, от возрастного этапа их развития и физической активности. Также, значение имеет опыт участия ребенка в подвижных играх: положительный или отрицательный, полученные навыки, развитые двигательные способности.
- Объяснение правил игры. Они должны даваться в понятной, точной форме, доступной для восприятия и понимания детьми на конкретном возрастном этапе развития. Если игра нова для ребенка, то разъяснение правил должно носить более детальный характер.
- Распределение ролей. Оно реализуется согласно содержанию игрового действия, целям игры и двигательных навыков детей. Движения усложняются для более активных и физически развитых участников. Отстающим детям даются более простые роли, требующие совершения элементарных движений. Это позволяет создать для них ситуацию успеха и сохранить их заинтересованность в данном направлении деятельности.
- Руководство игровым действием. Оно реализуется педагогом и иным взрослым, организующим игру и предполагает контроль за соблюдением правил игры и верным выполнением движений детьми. Каждый педагог ДОУ имеет свою методику руководства игровым действием дошкольников. Грамотное руководство игрой позволит развить активность детей и совершенствовать их двигательные навыки.
Организация подвижных игр в физическом воспитании дошкольников опирается на ряд ведущих принципов:
- Учет индивидуальных и возрастных особенностей развития дошкольников.
- Доступность выполнения дошкольниками конкретных движений, лежащих в основе реализации игрового действия.
- Регулярность и систематичность проведения подвижных игр.
- Последовательность и прогрессирование усложнения игр т.е. игры усложняются, обогащаются новыми движениями по мере освоения и закрепления первоначально освоенных двигательных навыков.
- Вариативность содержания игрового действия.
Условия продуктивной реализации подвижных игр в ДОУ
Чтобы подвижные игры приносили должный эффект, требуется соблюдение ряда условий их организации. К ним относятся:
- Оборудование физкультурного помещения в ДОУ. Оно должно содержать разнообразный инвентарь, обладающий высоким качеством и ориентированным на развитие конкретных двигательных навыков детей;
- Наличие методического обеспечения учебного процесса ДОУ в части реализации физического воспитания. Обязательно наличие методической литературы ЗОЖ и правил безопасного проведения подвижных игр в конкретной возрастной группе;
- Наличие в предметно-развивающем пространстве ДОУ инвентаря для реализации самостоятельной подвижной игровой деятельности дошкольниками. Это могут быть мячи, обручи, скакалки, бадминтон, теннисные ракетки и др.;
- Включение подвижных игр в режимные моменты дня: в прогулку, утреннюю гимнастику, досуговую, игровую и иные виды деятельности детей.
Разновидности подвижных игр, применяемых в физическом развитии дошкольников
В физическом воспитании дошкольников применяются подвижные игры, относящиеся к одной из следующих групп:
- Игры на развитие силы.
- Игры на развитие быстроты.
- Игры на развитие ловкости.
- Игры на развитие выносливости.
- Игры на развитие координации движений.
Существуют также игры комплексной направленности. Они ориентированы на развитие не одного конкретного, а разных физических качеств ребенка и их сочетания в разных видах деятельности.
Научить детей ориентироваться в пространстве можно посредством подвижной игры «Нахождение флажка». Дети закрывают глаза, педагог раскладывает флажки в разных местах помещения. Затем, дети открывают глаза и обследуют комнату в поисках флажков.
Координацию движения развивает лазанье по лестнице, бег с препятствиями.
Ловкость и быстрота движений формируются в ходе подвижных игр, направленных на принесение конкретных объектов. Обычно они размещаются на определенном расстоянии от «старта», и дети бегут к ним, чтобы успеть взять и принести их воспитателю первыми.
Кроме того, ловкость, быстроту, координацию движений развивают разнообразные игры с мячом, игры в бадминтон и теннис. Дошкольники могут догонять мяч, кидать его друг другу, играть в футбол. Также, используются игры, сочетающие физическое и речевое, физическое и интеллектуальное развитие. Это может быть ловля мяча с называнием предметов, передача мяча по кругу на скорость с отгадываем загадок и т.д. Такие игры очень увлекают детей дошкольного возраста, мотивируя их к движению и развитию.
Силу и выносливость формируют игры, содержащие соревновательный компонент, требующие преодоления препятствий.
Подвижные игры хороши тем, что большинство из них содержат элемент соревнования. Это мотивирует детей к действию, выполнению конкретных движений, а, соответственно, физическому развитию, повышая физическую активность ребенка и его заинтересованность в регулярных физических занятиях.