Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Подвижная игра как средство физического развития детей дошкольного возраста

Определение 1

Подвижная игра – это активная игровая деятельность, основанная на точном выполнении заданий, соблюдении правил выполнения конкретных движений и действий игры.

Подвижные игры находят активное применение в физическом развитии подрастающего поколения.

Игра выступает ведущей деятельностью дошкольников, а подвижная игра увлекает детей, требуя от них совершения активных действий, формируя у них соревновательный дух и повышая их интерес к разнородным движениям, активизирующим разные аспекты двигательного аппарата организма.

Подвижные игры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Подвижные игры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Методика проведения подвижных игр

Проведение подвижных игр сопряжено с рядом особенностей их организации. Они могут опираться на использование разнообразного оборудования, различных сюжетов, разного вариативного содержания и количества ролей, а также разных правил реализации игрового действия.

Механизм реализации подвижной игры включает в себя следующую последовательность действий:

  1. Сбор детей на игру. Дети собираются на игру в том месте, в котором будет реализовано игровое действие.
  2. Мотивация детей к участию в игре. Создаются стимулы, побуждающие детей принять участие в игре. Стимулы зависят от конкретных интересов детей, от возрастного этапа их развития и физической активности. Также, значение имеет опыт участия ребенка в подвижных играх: положительный или отрицательный, полученные навыки, развитые двигательные способности.
  3. Объяснение правил игры. Они должны даваться в понятной, точной форме, доступной для восприятия и понимания детьми на конкретном возрастном этапе развития. Если игра нова для ребенка, то разъяснение правил должно носить более детальный характер.
  4. Распределение ролей. Оно реализуется согласно содержанию игрового действия, целям игры и двигательных навыков детей. Движения усложняются для более активных и физически развитых участников. Отстающим детям даются более простые роли, требующие совершения элементарных движений. Это позволяет создать для них ситуацию успеха и сохранить их заинтересованность в данном направлении деятельности.
  5. Руководство игровым действием. Оно реализуется педагогом и иным взрослым, организующим игру и предполагает контроль за соблюдением правил игры и верным выполнением движений детьми. Каждый педагог ДОУ имеет свою методику руководства игровым действием дошкольников. Грамотное руководство игрой позволит развить активность детей и совершенствовать их двигательные навыки.
«Подвижная игра как средство физического развития детей дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Организация подвижных игр в физическом воспитании дошкольников опирается на ряд ведущих принципов:

  • Учет индивидуальных и возрастных особенностей развития дошкольников.
  • Доступность выполнения дошкольниками конкретных движений, лежащих в основе реализации игрового действия.
  • Регулярность и систематичность проведения подвижных игр.
  • Последовательность и прогрессирование усложнения игр т.е. игры усложняются, обогащаются новыми движениями по мере освоения и закрепления первоначально освоенных двигательных навыков.
  • Вариативность содержания игрового действия.

Условия продуктивной реализации подвижных игр в ДОУ

Чтобы подвижные игры приносили должный эффект, требуется соблюдение ряда условий их организации. К ним относятся:

  1. Оборудование физкультурного помещения в ДОУ. Оно должно содержать разнообразный инвентарь, обладающий высоким качеством и ориентированным на развитие конкретных двигательных навыков детей;
  2. Наличие методического обеспечения учебного процесса ДОУ в части реализации физического воспитания. Обязательно наличие методической литературы ЗОЖ и правил безопасного проведения подвижных игр в конкретной возрастной группе;
  3. Наличие в предметно-развивающем пространстве ДОУ инвентаря для реализации самостоятельной подвижной игровой деятельности дошкольниками. Это могут быть мячи, обручи, скакалки, бадминтон, теннисные ракетки и др.;
  4. Включение подвижных игр в режимные моменты дня: в прогулку, утреннюю гимнастику, досуговую, игровую и иные виды деятельности детей.

Разновидности подвижных игр, применяемых в физическом развитии дошкольников

В физическом воспитании дошкольников применяются подвижные игры, относящиеся к одной из следующих групп:

  • Игры на развитие силы.
  • Игры на развитие быстроты.
  • Игры на развитие ловкости.
  • Игры на развитие выносливости.
  • Игры на развитие координации движений.

Существуют также игры комплексной направленности. Они ориентированы на развитие не одного конкретного, а разных физических качеств ребенка и их сочетания в разных видах деятельности.

Научить детей ориентироваться в пространстве можно посредством подвижной игры «Нахождение флажка». Дети закрывают глаза, педагог раскладывает флажки в разных местах помещения. Затем, дети открывают глаза и обследуют комнату в поисках флажков.

Координацию движения развивает лазанье по лестнице, бег с препятствиями.

Ловкость и быстрота движений формируются в ходе подвижных игр, направленных на принесение конкретных объектов. Обычно они размещаются на определенном расстоянии от «старта», и дети бегут к ним, чтобы успеть взять и принести их воспитателю первыми.

Кроме того, ловкость, быстроту, координацию движений развивают разнообразные игры с мячом, игры в бадминтон и теннис. Дошкольники могут догонять мяч, кидать его друг другу, играть в футбол. Также, используются игры, сочетающие физическое и речевое, физическое и интеллектуальное развитие. Это может быть ловля мяча с называнием предметов, передача мяча по кругу на скорость с отгадываем загадок и т.д. Такие игры очень увлекают детей дошкольного возраста, мотивируя их к движению и развитию.

Силу и выносливость формируют игры, содержащие соревновательный компонент, требующие преодоления препятствий.

Подвижные игры хороши тем, что большинство из них содержат элемент соревнования. Это мотивирует детей к действию, выполнению конкретных движений, а, соответственно, физическому развитию, повышая физическую активность ребенка и его заинтересованность в регулярных физических занятиях.

Дата последнего обновления статьи: 14.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot