Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Игра как средство преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста

Проявления застенчивости в старшем дошкольном возрасте

Определение 1

Застенчивость – это свойство личности, проявляющееся в замкнутости, неконтактности, неуверенности в себе и смущении при взаимодействии с окружающими.

Застенчивость является серьезной проблемой, требующей активной работы над ее коррекцией. Она формируется с дошкольного возраста и сопровождает человека в течение всей жизни. Застенчивость отличается от скромности, которая выступает чертой характера и не является препятствием полноценному личностному развитию.

Застенчивость является следствием страха, испытываемого ребенком при взаимодействии с окружающим миром. Также, она тесно связана со стыдом, отражающим социальную тревожность личности, ее переживания собственной неполноценности, неправильности поведения и действий.

Застенчивость возникает у детей дошкольного возраста по разным причинам. Это могут быть и внутренние особенности развития, специфические черты характера, а могут быть внешние обстоятельства, связанные с семейной обстановкой, родительскими отношениями, социальной средой, в которой пребывает ребенок.

Специфика развития застенчивости у ребенка старшего дошкольного возраста проявляется в следующем:

  1. Сложности в установлении контактов со сверстниками, общении и взаимодействии с детском коллективе.
  2. Ограниченность круга общения и взаимодействия членами семьи.
  3. Неумение выражать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, выражать свое мнение.
  4. Неумение проявить себя, показать свои сильные стороны, достоинства.
  5. Негативное восприятие окружающего мира, вызванное неумением построить дружеские отношения, одиночеством.
  6. Неумение рационально мыслить и продуктивно действовать.
  7. Неспособность восприятия красоты окружающего мира, а, соответственно, проблемы в эстетическом воспитании и развитии.
  8. Акцентирование внимания на собственном «Я», своих потребностях и интересах. Личностные мотивы выступают основой его деятельности, затмевая познавательные, коммуникативные и иные мотивы деятельности.
  9. Развитость защитных форм поведения. Для поведения характерна агрессия, уход в себя, равнодушие к чувствам и желаниям других.
«Игра как средство преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, застенчивость выступает весомой проблемой развития подрастающего поколения и требует своевременной работы по ее устранению.

Подвижные игры как средство коррекции застенчивости у старших дошкольников

Устранение застенчивости тесно связано с физическим развитием ребенка. Физическое развитие активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Такое развитие актуально реализовывать через подвижные игры. Они помогают постепенному освоению мира, постижению человеческих отношений, посредством развития эмоционального восприятия окружающего мира, а, затем, его интеллектуального постижения.

Застенчивость проявляется не только в замкнутости, закрытости ребенка, но и в его неразвитой физической активности. Потому, актуально использовать подвижные игры, помогающие развить живость ребенка, включить его в разнородную деятельность.

К подвижным играм, применяемым в старшем дошкольном возрасте для преодоления застенчивости относятся следующие виды игр:

  1. Море волнуется раз. Это игра направлена на активное движение и резкое застывание в определенной позе – отражающей тот или иной объект, предмет, действие. Дети застывают изображая конкретную фигуру. Игра вызывает положительные эмоции и раскрепощает детей.
  2. Веселые старты. Это игра-соревнование. Она ориентирована на выполнение разнообразных физических действий детьми: прохождение полосы препятствий, бег на скорость, прыжки на время и т.д. Каждый ребенок стремится проявить себя, показать свои умения и способности. Следует отметить, что такие игры обязательно содержат в себе соревновательный компонент, который активизирует деятельность ребенка, раскрепощает его.
  3. Салочки. Это развлекательная игра, основанная на наличии воды, который догоняет остальных и передаче этого места по мере ловли одного из участников игры. Здесь, особое значение имеет развитие эмоциональной связи между участниками игрового действия.
  4. Тихо и громко. Она основана на коллективном произнесение слов, фраз, звуков разного уровня громкости. Она позволяет снять эмоциональное напряжение детей и согласовать их действия с другими членами коллектива.
  5. Гуси и волк. Эта игра направлена на развитие эмоций дошкольников, а именно на их проявление. Дети учатся выражать удивление, проявлять страх, гнев, жалость.
  6. Зайчата. Данная игра ориентирована на выполнение детьми движений зайца: они скачут, прыгают, машут руками, убегают от волка. Каждое движение сопровождается проявлением соответствующей ему эмоции.

Игры-пантомимы в коррекции застенчивости дошкольников

Одной из разновидностей игр, применяемых в целях устранения застенчивости старших дошкольников, выступают игры-пантомимы. Они ориентированы на формирование навыков адекватного выражения и проявления своих эмоций и распознания эмоций, эмоционального состояния и настроя другого человека. Разновидностями игр-пантомим, применяемым в старшем дошкольном возрасте, являются:

  1. Игра «Где мы были». Это игра ориентирована на показ жестами места, в котором происходило то или иное событие, местонахождения какого-то объекта и т.д.
  2. Игра «Что мы делали». Она связана с показом жестами своих действий. Выбираются действия, характерные для конкретной ситуации, в конкретных бытовых и иных обстоятельствах.
  3. Игра «Эмоции». Она ориентирована на изображение дошкольниками разнообразных эмоциональных состояний, посредством мимики. Дети оказывают, что им страшно, грустно, больно, жарко, холодно, стыдно и т.д.
  4. Игра «Кто такой, что такое». Она связана с изображением различных объектов: людей и животных, а также разнообразных предметов. Дети показывают жестами объекты и предметы, а другие участники игры должны отгадать кого или что они изображают.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot