Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Подготовка учителя к работе с одаренными детьми

Необходимость специальной подготовки учителя к работе с одаренными детьми

Под подготовкой учителей к работе с одаренными детьми принято понимать:

  1. Процесс формирования профессионально личностной позиции учителей. Это необходимо для того чтобы учитель, при работе с одаренными детьми умел вставать в рефлексивную позицию по отношению к самому себе. Кроме того, учитель должен с самого начала принимать одаренного ребенка как сложившуюся личность с определенными особенностями и индивидуальностями.
  2. Комплексный процесс формирования профессионального характера учителя.
  3. Процесс создания эффективной системы по проведению консультирования и тренингов для учителей, осуществляющих работу с одаренными детьми.
  4. Систему по созданию эффективных психолого-педагогических условий для формирования и развития профессионального мастерства учителя.
  5. Систему демократизации и гуманизации используемых учителем процедур обучения, создание свободной и творческой обучающей атмосферы.
  6. Одну из образовательных систем, направленных на повышение профессионализма учителя, переход на более высокую ступень.
  7. Процесс по формированию представления у учителя особенности контингента одаренных детей в зависимости от возраста, состояния здоровья и т.п.
  8. Постпрофессиональную подготовку учителя, направленную на повышение его профессионального опыта и его расширение.
  9. Специфическую образовательную инфраструктуру, особенность которой заключается в том, что учителю раскрываются тонкости работы с одаренными детьми, в рамках конкретного образовательного учреждения.
Замечание 1

Исходя из указанных определений, перед подготовкой учителей к работе с одаренными детьми ставится ряд задач, решение которых значимо для эффективности проводимой подготовки.

Значимость подготовки учителей заключается в том, что при работе с одаренными детьми необходимо использовать неспецифичные методы и средства работы. Это связано с тем, что одаренные дети усваивают учебную информацию быстрее, обладают навыками самообучения. Исходя из этого, перед педагогом стоит задача не просто дать ребенку знания, но способствовать стимулированию у него познавательных процессов. Учитель, который прошел специальную подготовку в процессе работы с одаренными детьми больше ориентируется на творчество, поощряет детей на риск.

Процесс межличностного взаимодействия между учителем и одаренным ребенком так же отличается специфичностью. Взаимоотношения должны строиться на поддержке ребенка учителем. Это определяется такими особенностями взглядов и представлений учителя:

«Подготовка учителя к работе с одаренными детьми» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Представления об одаренных детях – «они способны самостоятельно решать свои проблемы, моя задача только направлять и поправлять».
  2. Представления о себе – «я часть образовательного процесса, я компетентен в решении учебных задач, я несу ответственность за действия учащихся».
  3. Основная цель учителя – «моя основная цель как учителя – помочь одаренному ребенку развить свои способности». Одной из ведущих форм работы с одаренными детьми является менторство.
Замечание 2

Менторство – это индивидуальное руководство.

Менторство может осуществляться в нескольких вида: индивидуально или с группой детей.

Компоненты профессиональной квалификации учителя, работающего с одаренными детьми

Базовым компонентом профессиональной квалификации учителя, осуществляющего работу с одаренными детьми, являются:

Общая профессиональная педагогическая подготовка – наличие у учителя предметных, психолого-педагогических и методических знаний, умений, навыков и опыта практической работы. Основные профессиональные личностные качества учителя.

К специфическим компонентам профессиональной квалификации учителя относятся:

  1. Особенности психологии и педагогики одаренных детей (знания о критериях, видах, проявлениях и т.д. одаренности у детей).

  2. Личная профессиональная позиция педагога по вопросам одаренности, которая позволяет:

    • успешно реализовывать не только традиционные приемы обучения одаренных детей, но и развивать их творческие способности (мышление, креативность и т.д.);
    • не просто управлять и направлять образовательный процесс, но предоставлять одаренным ученикам возможность самостоятельной свободы выбора в учении.
  3. Личностные качества учителя, которые заключаются в высоком уровне познавательной и профессиональной мотивации, эмпатии, самооценке, личностному росту и т.д.

Принципы подготовки учителей к работе с одаренными детьми

Основными принципами подготовки учителей к работе с одаренными детьми являются:

  1. Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения. Данный принцип основан на том, что в процессе подготовки педагогических кадров, допустимо как общая подготовка педагогов, так и осуществление работы по подготовке кадров к работе с одаренными детьми. С этой целью в образовательный процесс можно включить дополнительный курс, касающийся проблематике обучения и воспитания одаренных детей.
  2. Принцип этапности обучения. Подготовка педагогических кадров должна осуществляться последовательно, на разных этапах профессиональной подготовки (СУЗ, ВУЗ, курсы повышения квалификации и т.д.).
  3. Принцип единства теоретической и практической подготовки. При подготовке специалистов, работающих с одаренными детьми, необходимо сочетать теоретическую и практическую направленность. Реализация этого принципа требует подготовки соответствующих экспериментальных площадок. Но многое зависит от самого учителя, его творческого роста.
Замечание 3

Огромную роль в формировании и росте личности учителя, его профессионализме играет администрация общеобразовательного учреждения, которое, следуя успехам и неудачам учителя, должна умело прийти на помощь. Учебный процесс также включает в себя взаимосвязь между деятельностью методологических служб на разных уровнях и самого учителя.

Дата последнего обновления статьи: 22.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot