Необходимость специальной подготовки учителя к работе с одаренными детьми
Под подготовкой учителей к работе с одаренными детьми принято понимать:
- Процесс формирования профессионально личностной позиции учителей. Это необходимо для того чтобы учитель, при работе с одаренными детьми умел вставать в рефлексивную позицию по отношению к самому себе. Кроме того, учитель должен с самого начала принимать одаренного ребенка как сложившуюся личность с определенными особенностями и индивидуальностями.
- Комплексный процесс формирования профессионального характера учителя.
- Процесс создания эффективной системы по проведению консультирования и тренингов для учителей, осуществляющих работу с одаренными детьми.
- Систему по созданию эффективных психолого-педагогических условий для формирования и развития профессионального мастерства учителя.
- Систему демократизации и гуманизации используемых учителем процедур обучения, создание свободной и творческой обучающей атмосферы.
- Одну из образовательных систем, направленных на повышение профессионализма учителя, переход на более высокую ступень.
- Процесс по формированию представления у учителя особенности контингента одаренных детей в зависимости от возраста, состояния здоровья и т.п.
- Постпрофессиональную подготовку учителя, направленную на повышение его профессионального опыта и его расширение.
- Специфическую образовательную инфраструктуру, особенность которой заключается в том, что учителю раскрываются тонкости работы с одаренными детьми, в рамках конкретного образовательного учреждения.
Исходя из указанных определений, перед подготовкой учителей к работе с одаренными детьми ставится ряд задач, решение которых значимо для эффективности проводимой подготовки.
Значимость подготовки учителей заключается в том, что при работе с одаренными детьми необходимо использовать неспецифичные методы и средства работы. Это связано с тем, что одаренные дети усваивают учебную информацию быстрее, обладают навыками самообучения. Исходя из этого, перед педагогом стоит задача не просто дать ребенку знания, но способствовать стимулированию у него познавательных процессов. Учитель, который прошел специальную подготовку в процессе работы с одаренными детьми больше ориентируется на творчество, поощряет детей на риск.
Процесс межличностного взаимодействия между учителем и одаренным ребенком так же отличается специфичностью. Взаимоотношения должны строиться на поддержке ребенка учителем. Это определяется такими особенностями взглядов и представлений учителя:
- Представления об одаренных детях – «они способны самостоятельно решать свои проблемы, моя задача только направлять и поправлять».
- Представления о себе – «я часть образовательного процесса, я компетентен в решении учебных задач, я несу ответственность за действия учащихся».
- Основная цель учителя – «моя основная цель как учителя – помочь одаренному ребенку развить свои способности». Одной из ведущих форм работы с одаренными детьми является менторство.
Менторство – это индивидуальное руководство.
Менторство может осуществляться в нескольких вида: индивидуально или с группой детей.
Компоненты профессиональной квалификации учителя, работающего с одаренными детьми
Базовым компонентом профессиональной квалификации учителя, осуществляющего работу с одаренными детьми, являются:
Общая профессиональная педагогическая подготовка – наличие у учителя предметных, психолого-педагогических и методических знаний, умений, навыков и опыта практической работы. Основные профессиональные личностные качества учителя.
К специфическим компонентам профессиональной квалификации учителя относятся:
Особенности психологии и педагогики одаренных детей (знания о критериях, видах, проявлениях и т.д. одаренности у детей).
Личная профессиональная позиция педагога по вопросам одаренности, которая позволяет:
- успешно реализовывать не только традиционные приемы обучения одаренных детей, но и развивать их творческие способности (мышление, креативность и т.д.);
- не просто управлять и направлять образовательный процесс, но предоставлять одаренным ученикам возможность самостоятельной свободы выбора в учении.
Личностные качества учителя, которые заключаются в высоком уровне познавательной и профессиональной мотивации, эмпатии, самооценке, личностному росту и т.д.
Принципы подготовки учителей к работе с одаренными детьми
Основными принципами подготовки учителей к работе с одаренными детьми являются:
- Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения. Данный принцип основан на том, что в процессе подготовки педагогических кадров, допустимо как общая подготовка педагогов, так и осуществление работы по подготовке кадров к работе с одаренными детьми. С этой целью в образовательный процесс можно включить дополнительный курс, касающийся проблематике обучения и воспитания одаренных детей.
- Принцип этапности обучения. Подготовка педагогических кадров должна осуществляться последовательно, на разных этапах профессиональной подготовки (СУЗ, ВУЗ, курсы повышения квалификации и т.д.).
- Принцип единства теоретической и практической подготовки. При подготовке специалистов, работающих с одаренными детьми, необходимо сочетать теоретическую и практическую направленность. Реализация этого принципа требует подготовки соответствующих экспериментальных площадок. Но многое зависит от самого учителя, его творческого роста.
Огромную роль в формировании и росте личности учителя, его профессионализме играет администрация общеобразовательного учреждения, которое, следуя успехам и неудачам учителя, должна умело прийти на помощь. Учебный процесс также включает в себя взаимосвязь между деятельностью методологических служб на разных уровнях и самого учителя.