Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – это речевая патология, связанная с нарушение звукового произношения из-за неверного звукового восприятия, т.е. недоразвитость фонематического слуха ведет к нарушению звукового произношения.
ФФН является серьезным препятствием для полноценного развития ребенка и его подготовке к школе. Что касается обучения основам грамоты, то тут ФФН преодолевается посредством целенаправленной работы по организации логопедической коррекции и комплексного коррекционного обучения. Это обусловлено тем, что имеется связь между формированием лексического запаса ребенка, усвоением основ грамматики языка и фонематическим развитием, формированием фонематических представлений.
Организационные аспекты коррекционной подготовительной работы в ДОУ
Коррекционная работа, направленная на подготовку старших дошкольников к школе, т.е. на освоение ими грамматической структуры языка, реализуется в виде логопедической терапии, направленной на развитие звуковой стороны речи. Если звуковая сторона речи недоразвита, то изучение грамоты становится, практически, невозможным.
Для организации логопедической коррекции создаются специальные логопедические пункты в ДОУ. Также, дети могут посещать специализированные логопедические учреждения или ДОУ коррекционного типа (при наличии определенной патологии, следствием которой является ФФН).
В ДОУ формируются следующие логопедические пункты:
- Общеразвивающие;
- Компенсирующие;
- Комбинированные.
Коррекционной работе предшествует диагностирование старших дошкольников на наличие речевых отклонений, отрицательно сказывающихся на успешное включение ребенка в школьное обучение.
После проведенного обследования осуществляется организация логопедической работы, опирающаяся на разработку коррекционной программы.
В организации коррекционной работы можно выделить следующие важные аспекты:
- Разделение детей на мини-группы по сходной степени тяжести ФФН, сходным признакам нарушения звукового восприятия и звукового произношения;
- Количество дошкольников одного логопедического пункта не должно превышать 25 человек;
- Организация подвижных микрогрупп дошкольников;
- Занятия в группах не превышают 35 минут;
- Индивидуальные занятия не занимают более 20 минут;
- Имеется прямая связь между степенью выраженности ФФН и частотой проведения логопедических занятий;
- Организация работы с родителями: консультации по поводу речевой патологии, по вопросам ее коррекции, оповещение родителей о положительных сдвигах или, напротив, неэффективности коррекции, рекомендации по развитию речи ребенка, организация работы по повышению педагогической компетентности родителей;
- Коррекционная работа по продолжительности занимает не менее 1, 5 месяцев и достигает года;
- Игровая форма занятия. Используются дидактические игры по разным направлениям: коррекция звуковой стороны речи, фонематического восприятия, развитие навыков анализа, усвоение грамматических основ языка;
- Ведение отчетной документации логопедом о ходе коррекционной работы и ее итогах.
Условия организации подготовительной коррекционной работы
Эффективность логопедической коррекции ФФН, постановка звукового восприятия и произношения, создание условий для обучения ребенка в школе, усвоения им грамоты определяется соблюдением ряда важных условий организации коррекционной работы. К ним относятся:
- Комплексная коррекционная работа. Она включает в себя медицинское обследование, работу психолога, социального педагога и логопеда, а также работу с семьями воспитанников.
- Систематичность работы, ориентированная на развитие всех аспектов личности, устранение разнородных отклонений в развитии, создание условий для полноценного развития личности дошкольника с речевыми дефектами и иными патологиями.
- Индивидуальная направленность коррекции. Выбор методов, средств, форм работы, условий ее проведения и иных параметров зависит от степени тяжести ФФН конкретного ребенка, особенностей его физиологии, функционирования психических процессов и иных особенностей личностного развития старшего дошкольника.
- Наличие высококвалифицированного дефектолога, который организует и координирует коррекционную работу.
- Привлечение к коррекционной работе родителей и иных близких, активное включение их в коррекционный процесс и работу, направленную на формирование фонетико-фонематической стороны речи ребенка и общее развитие его личности.
Направления коррекционной работы
Коррекция ФФН, ориентированная на подготовку дошкольников к познанию грамоты, реализуется по следующим блокам:
- Развитие фонематического восприятия.
- Коррекция звукового произношения.
- Подготовка к обучению грамоте.
Работа по трем блокам предполагает систематическое, целенаправленное воздействие на ребенка с отклонениями в развитии, формирование у него определенного объема знаний, активного словаря.
Что касается подготовки к обучению грамоты, то работа предполагает усвоение грамоты в объеме, необходимом для поступления в школу и полноценного обучения основам родного языка. Она является трудоемкой и объемной, требует объединения усилий педагога ДОУ, логопеда и родителей.
Логопедические занятия проходят по следующим направлениям:
- Постановка проблемных звуков.
- Закрепления навыков произношения звуков и их отработка.
- Дифференциация звуков на слух и при произношении.
- Формирование навыков восприятия сложных фонематических структур и их верное воспроизведение.
- Развитие графо-моторных навыков: пространственная ориентация, координация движений, мелкая моторика рук.
- Освоение звукового анализа и синтеза, опирающееся на верно поставленное произношение.
- Расширение лексического словаря.
- Освоение конкретных грамматических структур, категорий, к использованию которых способны дети старшего дошкольного возраста.
Как правило, освоение грамматики реализуется на индивидуальных занятиях. Это обусловлено разностью развития каждого конкретного ребенка, разной степенью речевой патологии и индивидуальными параметрами развития. Каждый дошкольник с ФФН обладает разными способностями в освоении грамматических структур.