Особенности планирования воспитательной работы с учащимися 9-го класса
План воспитательной работы представляет собой систему заранее намеченных учебных, воспитательных, внеурочных мероприятий, которые осуществляются в установленные временные промежутки, имеют особую последовательность действий и включают круг лиц, осуществляющих их исполнение.
Планирование воспитательной работы в школе имеет вид моделирования – построения педагогической модели деятельности, ориентированной на конкретный образовательный и воспитательный результат. Планируемые результаты определяются исходя из специфики учебного заведения, его профильной ориентации и возрастных особенностей учащихся.
Планирование воспитательного процесса в 9-ом классе имеет свою специфику. Она заключается в следующем:
- Обязательное внимание к особенностям развития учащихся в подростковом возрасте.
- План проведения воспитательной работы с учащимися должен соотносится с этапами прохождения их социализации;
- Ориентация на развитие поведения, являющегося социально ориентированным и ответственным, знакомство с политической и общественной ответственностью, необходимость ее формирования, приобщение к общественной жизнедеятельности.
- Психологическая подготовка к предстоящим экзаменам, являющимся первым серьезным и важным образовательным испытанием.
- Профессиональная ориентация учащихся – помощь в выборе будущей профессии, реализации своих способностей в определенной деятельности.
- Создание условий для интеллектуальной активности и реализации учащихся, проявлении их творческих способностей.
- Помощь социального направления, а также психологическая поддержка, обусловленная социальной адаптацией, построении коммуникативных связей, предотвращении развития асоциального, противоправного поведения.
- Необходимость полового воспитания подростков.
Требования к составлению планов воспитательной работы с девятиклассниками
Чтобы плановая деятельность педагога была эффективной и приносила должный воспитательный эффект, при составлении планов должны быть соблюдены следующие условия:
- Четко поставленные и конкретные образовательные воспитательные цели и задачи.
- План должен быть кратким, не расплывчатым, а сдержать четкие детальные данные.
- Формы и методы планируемой воспитательной деятельности, должны быть разнообразными.
- Намеченные мероприятия должны отвечать требованиям перспективности и актуальности.
- Планы должны составляться с учетом возрастной специфики развития девятиклассников и их индивидуальных черт развития, степени их развитости и социальных условий жизнедеятельности.
- Взаимодействие воспитательной работы в школе и за ее пределами.
- План воспитательной деятельности должен отвечать программам школы и ее установкам.
- Планы должны быть гибкими и поддающимися свободной корректировки.
Структурное строение плана воспитательной работы педагога с 9-ым классом
Структура плана воспитательной работы определяется требованиями учебного процесса и творческим подходом педагога.
План воспитательной работы для девятиклассников имеет следующий вид:
- Мониторинг воспитательной деятельности прошедшего периода. Его итоги можно оформить в виде экспресс-карты воспитательных мероприятий.
- Постановка целей и задач воспитательной работы. В качестве целей, обычно ставятся следующие: формирование способностей учащихся к профессиональному определению и ответственного подхода к этому, с учетом своих способностей, возможностей и общественных потребностей, знание своей личностной специфики развития и активизации талантов, развитии познавательной активности. Задачи формируются на основе поставленных целей и включают пути их достижения.
- Выбор направлений деятельности классной воспитательной работы. Она может быть распределена по блокам: нравственное, интеллектуальное, творческое, физическое воспитание, профессиональная ориентация и т.д. В результате проведения воспитательной работы, учащиеся 9 –го класса должны знать правила выбора профессии, иметь представления об основах психологии, уметь анализировать свою деятельность и оценивать свои способности, иметь представления об интересах и наклонностях, понятие о профессии, ее видовом разнообразии и необходимых навыках для той или иной профессиональной деятельности. на этом этапе планирования, нужно определить формы и способы организации взаимодействия педагогов и учащихся. Их выбор не простое, спонтанное мероприятия. Необходимо учитывать системные параметры каждой методики, особенности и возможности ее применения в конкретном направления. Все средства и методы должны иметь научное обоснование.
- Прогнозируемые результаты проведенных воспитательных мероприятий. Педагог планирует возможные исходные варианты своей деятельности и может вносить поправки по мере ее осуществления.
- Педагог должен предусмотреть возможные затруднения реализации плана, обусловленные возникающим трудностями в установлении взаимоотношений с подростками, несплоченностью класса, проблемами социальной адаптации учащихся, плохим поведением на уроках, конфликтами, соперничеством учащихся. Поэтому педагог берет в расчет трудности и планирует воспитательные мероприятия, исходя из них.
- Определение мероприятий по установлению воспитательного взаимодействия с семьями учащихся. Родители ознакамливаются с необходимостью и важностью, а также своевременностью профессионального выбора подростка и направлении деятельности в этом ключе. Кроме того, подростковый период достаточно сложный в плане психологической адаптации, необходимости полового воспитания, предотвращении развития отклоняющегося поведения. Воспитательная работа школы, семьи, иных лиц и институтов должна иметь единую направленность действий.