Исторические источники и их роль в обучении истории
Основным средством обучения истории в школе является исторический источник, но, к сожалению, в методической науке и практике его значение не имеет однозначного определения.
Всё, что создал человек на протяжении своего существования, включая результаты взаимодействия с окружающей средой, относится к историческим источникам. В частности, таковыми являются предметы материальной культуры, обряды, обычаи, а также памятники письменности, которые в широком смысле получили название документы.
По мнению профессора М.М. Стасюлевича, непосредственное знакомство учеников с источниками исторического знания, имеет большее значение, чем работа по учебнику. Эту мысль профессор высказал ещё в 1863 г., предложив проводить занятия по реальному методу, основанному на работе с первоисточниками.
Большая часть методистов, однако, считала, что занятия в школе строить только на изучении документов, нежелательно. Исторические документы надо использовать для конкретизации, углубления, уточнения, а не для расширения школьного курса.
Место того или иного документа на уроке определялось по его роли. Представители и сторонники лабораторного метода, считали, что сначала необходимо изучить документ, а потом работать с учебником.
Другие предлагали использовать документ после работы учеников с текстом соответствующего параграфа.
Исторические источники в обучении истории выполняют принцип наглядности, поскольку знакомят учащихся с внешним видом документа, они делают рассказ учителя живым, эмоциональным, ярким, а выводы более убедительными.
Исторический документ содействует конкретизации материала, создает образ прошлого, дух эпохи. Работа с документами создает эмоциональный фон восприятия, приближает к изучаемому событию, позволяет выработать свое отношение к рассматриваемой проблеме.
Работа с документами формирует интерес к истории.
Интерпретация исторических событий может проводиться с разных позиций, поэтому анализ исторической информации помогает выработать самостоятельное критическое мышление, делать собственные выводы о сущности исторического процесса.
Работа с документом оказывает влияние на активизацию мышления и усвоение исторических знаний, а также развитию исторического сознания.
Исторический источник является свидетельством, отражающим реальные события, происходившие в жизни людей в прошлом.
Рисунок 1. Исторические источники. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сегодня без документов, без исторических первоисточников урок истории немыслим.
Использование источников на уроках истории решает целый ряд взаимосвязанных задач: формирует прочные знания, обеспечивает доказательность теоретических положений, формирует оценочную деятельность учащихся и их познавательные возможности.
Исторический источник, получая новую жизнь, становится «мостиком» в прошлое, дает возможность понять взгляды, мысли, чувства людей прошлых эпох.
Формирование умений работать с историческими источниками
В основе всей истории лежат документы, без которых сегодня невозможно организовать современный урок. Исторические документы являются памятниками прошлых эпох и источником новых знаний.
Важно, чтобы работая с документами, школьники знали, кем был составлен документ, в каком году и каким числом датирован, какое положение занимала страна в указанное время, с какой информацией знакомил людей документ.
При работе с историческим текстом можно выделить следующие приемы работы:
- чтение и анализ;
- выделение главной идеи, выписка понятий и основных положений;
- комментированное чтение и коллективный разбор текста;
- составление вопросов к тексту;
- обобщение теоретического и фактического материала;
- наличие подходов к общественно-историческому развитию;
- способы решения проблем при сопоставлении нескольких источников;
- формулировка выводов;
установление причинно-следственных связей;
составление логических и текстовых схем, планов, тезисов;
подготовка сообщений и рефератов и др.
Исходя из познавательных возможностей учащихся, используется трехуровневая система заданий. На первом уровне идет воспроизведение основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, составление простого плана, заполнение таблицы по образцу при коллективном разборе документа и др.
Второй уровень является преобразующим и может уже включать рассказ по документу с выделением основной идеи, составлением тезисов, конспектов, развернутого плана, формулирование вопросов к документу, написание рефератов и докладов.
Третий уровень является творческо-поисковым с познавательными заданиями, которые требуют от ученика осмысления и сопоставления разных точек зрения, сопоставления нескольких документов.
На этом уровне учащиеся аргументируют свою точку зрения с использованием теоретических положений документа, занимаются поисковой работой по сбору материала и его анализу, готовят творческие сочинения, эссе и др.
Рисунок 2. Организация работы с историческим источником. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сложность подбираемого материала увеличивается с возрастом, если в 5-6 классах материал носит в основном повествовательно-описательный характер, то уже в 9-11 классах привлекаются политические и программные документы.
Работа с документом в период обучения включает следующие этапы:
- образец разбора документа;
- анализ документа под руководством учителя;
- дальнейшая самостоятельная работа и под руководством учителя;
- самостоятельное изучение документа.
Таким образом, чтобы повысить качество исторического образования учитель истории должен организовать учебную деятельность учащихся не только с учебником по предмету, но и с документами изучаемой эпохи, что позволяет повысить эффективность уроков истории и увеличивает их воспитательную функцию.
Исторические документы и критерии их отбора для урока
По сравнению с исторической наукой классификация применяемых документов в обучении истории значительно проще.
Она основана на документальных текстах, где выделяется две группы документов, имеющих повествовательно-описательный и актовый характер, которые хорошо дополняют друг друга.
Дополнительную группу образуют памятники художественного слова.
К актовым относятся юридические, хозяйственные, политические, программные документы – грамоты, законы, указы, челобитные, росписи, договоры, программы, речи.
Повествовательно-описательными документами являются летописи, хроники, мемуары, письма, описание путешествий.
Памятники художественного слова древнего мира и средних веков – это мифы, басни, песни, крылатые выражения.
Классификация исторических документов по Стреловой и Вяземскому включает:
- документы государственного характера – указы, приказы, грамоты, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий;
- документы международного характера – договоры, соглашения, протоколы;
- документы, связанные с политической борьбой – программы, воззвания, речи политиков, декларации, прокламации;
- документы, имеющие исторический характер – летописи, хроники, анналы, исторические сочинения;
- документы личностного характера – дневники, письма, мемуары, свидетельства очевидцев;
- документы литературного жанра – драма, проза, поэзия, мифы, песни, сатира, крылатые выражения.
Среди письменных источников более стройную классификацию предлагает Л.Н. Пушкарев. Все письменные источники он делит на делопроизводственные и повествовательные, которые в свою очередь тоже делятся на 4-е вида.
В делопроизводственных он выделяет картографические, статистические, актовые, канцелярские источники
В повествовательных выделяет личные, художественные, исторические и научные источники.
Документ, который выбирается для урока, должен соответствовать целям обучения истории, отражать основные факты и события изучаемой эпохи, иметь связь с программным материалом и, безусловно, быть доступным как по содержанию, так и по объему.
Школьная практика показывает, что работа учащихся с источниками знаний становится успешной, если основу этой работы составляет конкретная программа действий ученика, построенная с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом его подготовленности к работе с текстом.