Педагогика как искусство
Слово «педагогика» может употребляться в двух значениях:
- во-первых, это педагогика является гуманитарной наукой;
- во-вторых, педагогика является искусством, что приравнивает ее к практике.
В наше время под педагогикой как наукой понимают представления об определенных подходах к обучению, о методах и организационных формах передачи опыта предшествующих поколений и воспитания всесторонне развитой личности.
Если же говорить о педагогике как области искусства, то речь следует вести об умении и мастерстве педагога.
В естественно-научном познании личностные качества ученых не имеют решающего значения и влияния на результат их деятельности. Однако в педагогической практической деятельности педагога его талант, мастерство имеют решающее значение.
Чисто практическая педагогическая деятельность иногда носит название искусства, созданного на научной основе. Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога и каждого конкретного педагогического коллектива – это искусство в той мере, в которой в эту деятельность вложен творческий потенциал.
Наука и искусство имеют принципиальные отличия в способах распространения. Наука должна изучаться, иными путями ее не постичь. Искусство же можно перенять. Миллионы людей занимаются воспитанием своих детей, достигают высоких результатов, без изучения науки, а переняв искусство растить детей у родителей и близких людей. Иными словами, педагогика может выступать в качестве науки о развитии таланта к воспитанию детей. Педагогика является единственной наукой, признающей тайну, интуицию, судьбу и остающейся при этом строгой наукой.
Влияние личности педагога на его деятельность особенно велико и значимо потому, что воспитание состоит из межличностных отношений, индивидуального облика воспитателя, чутья, интуиции, находчивости, такта и многих других субъективных качеств, выступающих в качестве реальных и действенных факторов искусства воспитания.
Педагогической наукой не может быть предусмотрено бесконечное множество конкретных ситуаций, и указаний, как следует поступать в случае каждого отдельного затруднения. Такой пробел в теории может быть заполнен практической педагогической деятельностью.
Педагогикой фиксируются типичные обстоятельства и трудности, которые предполагают использование богатого арсенала педагогических средств, анализ условий их успешного применения. Педагог-мастер должен извлечь из этого богатства то, что ему необходимо применительно к особенностям каждого индивидуально рассматриваемого случая, и эта деятельность действительно творческая.
Иными словами, педагогическое искусство – это педагогическое мастерство учителя.
Свойства личности учителя-мастера
И. А. Зязюн выделил несколько свойств личности, которыми обеспечивается высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности:
- гуманистическая направленность, которая выражается активной позицией во время построения педагогического процесса;
- профессиональные знания, которые дают ему глубину, основательность и осмысленность действий;
- педагогические способности, которые обеспечивают скорость его совершенствования;
- педагогическая техника, которая базируется на знаниях и способностях, позволяя связать все средства в единую цель, сделать педагогическую деятельность более гармоничной.
Анализ современной педагогической теории и практики дает возможность установить, что в работе каждого воспитателя, стремящегося стать мастером, повторяется некоторый набор характерных умений. Азаровым Ю. П. на основании опроса разных групп учителей и руководителей школ были определены умения, характеризующие педагогическую деятельность в качестве творческой:
- умение правильного восприятия тех процессов, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в разных педагогических ситуациях;
- навык анализа соотношения «цель-средства-результат» с применением к выбору ситуации;
- навык организации жизни детей;
- умение доверять и требовать;
- навык быстрого ориентирования и переключения внимания;
- навык эффективных игр с детьми;
- навык оценки ситуации с разных сторон;
- навык выделения существенных факто из всего их многообразия;
- навык видеть существенное в случайных фактах;
- навык использовать в одной и той же ситуации различные приемы влияния;
- навык точной передачи своих настроений, чувств и мыслей посредством слов, мимики, движений.
Таким образом, педагогика является областью культуры, интегрирующей три компонента – искусство, науку и практическую деятельность, направленную на организацию и взаимодействие людей. Таким взаимодействием осуществляется межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.