Методика начального обучения
Обучение учащихся младших классов в системе общего образования РФ реализуется по традиционным методикам и по новым развивающим программам, утвержденным Министерством образования РФ.
Несмотря на различия данных методик обучения, они предполагают освоение учащимися начальной школы, необходимого объема знаний и получения практических навыков, предусмотренных федеральными образовательными стандартами.
Современное общество выдвигает новые требования к обучению на разных его уровнях, к содержанию, принципам и методам реализации.
Во всех учебных учреждениях, педагогами применяются современные технические ресурсы и технологии обучения, помогающие реализовать социальные требования к содержанию учебного процесса на всех его уровнях.
В процессе обучения применяются определенные технологии его организации, обуславливающая применение конкретных методов и средств в деятельности педагога, ориентированной на достижение положительного образовательного эффекта.
Технология обучения – это совокупность методов, приемов, средств и принципов организации учебного процесса, порядок осуществления преподавательской деятельности, совокупность приемов педагогического воздействия, оказываемых педагогом на учащихся с целью донесения до них учебной информации, способы построения системы взаимодействия между педагогом и учащимися, ориентированной на усвоение учебной программы с применением технических и информационных ресурсов.
Технология обучения выступает способом реализации его содержания за счет использования методов и средств, способствующих достижению целей и задач образования.
Традиционные методики обучения в начальной школе базируются на принципе естественного развития ребенка т.е. учебная программа преподается поэтапно – по мере ее усложнения. Дети усваивают информацию постепенно: начинают с простых сведений, постепенно их усложняют и переходят к более сложным теоретическим и практическим данным. Детям предоставляется осваивать учебную программу за счет многократного повторения одной и той же темы, выполнения однотипных упражнений. При этом, усвоение материала происходит механическим путем т.е. ребенок просто зазубривает теоретические данные, правила, запоминает методы решения идентичных задач.
Традиционная методика начального обучения существовала достаточно долго и, надо сказать, что ее результаты были впечатляющими. Однако, она теряет свою актуальность на современном этапе общественного развития. Это обусловлено следующими факторами:
- Отсутствие мотивации к познанию. Дети выполняют одни и те же упражнения, которые им надоедают. Происходит потеря интереса к учебному процессу;
- Отсутствие мотивов к познанию приводит к развитию невнимательности, плохому поведению, непосещению занятий, плохой успеваемости;
- Неспособность детей применять известные им методы решения задач при их иной, нестандартной формулировке.
Современное общество предполагает применение методик развивающего обучения. Они исключают зазубривание и выполнение одинаковых заданий. Фундаментом таких методик становится личностно-ориентированный подход в обучении, призванный развить в ребенке любознательность, самостоятельность, инициативность, творческие задатки деятельности. Целевым назначением современных развивающих методик становится формирование личности, наделенной неординарным мышлением и, способной применять свои идеи в практической деятельности.
Развивающая методика обучения ориентируется на:
- Формирование полноценной, всесторонне развитой личности младшего школьника;
- Раскрытие природных задатков и творческого потенциала ребенка.
Инновационные направления в обучении младших школьников
Современная начальная школа, работающая по методике развивающего обучения, ставит личность ребенка и ее развитие на приоритетное место в организации образовательного процесса. В этой связи, основными технологиями обучения учащихся младших классов становятся следующие:
- Личностно-ориентированный подход в обучении. Он предполагает использование дифференцированных методов, форм, приемов обучения, с целью реализации активности и самоутверждения каждого учащегося в образовательном процессе;
- Деятельностный подход. Он призван включить учащегося в процесс деятельности, который он будет сам направлять, контролировать и оценивать. Современные методики начального обучения не предполагают исключение преподавание учебного материала, а просто видоизменяют функциональную роль учебной программы. Учащиеся должны не просто усваивать информацию, запоминать ее, а должны развивать навыки ее нестандартного применения, использования в новых условиях, развития старого или проектирования нового продукта;
- Здоровьесберегающие технологии обучения. Они нацелены на сохранение здоровья учащихся, требующее особой организации образовательного процесса. Происходит разработка профилактических мероприятий по борьбе с утомляемостью, перенапряжением, развитием психического дисбаланса организма. Для этого, при организации учебного процесса в расчет берутся нормы гигиены, отслеживается состояние учащихся в течение учебной недели, с привлечением специалистов медицинского профиля. Преподавание должно быть построено таким образом, чтобы учащемуся было комфортно на занятии, нагрузка была для него посильной;
- Арт – технологии обучения и игровая деятельность. Методики начального обучения должны учитывать возрастные особенности развития ребенка. А это значит, что обучение в игровой форме должно быть приоритетным, поскольку, игра является основным видом деятельности младшего школьника, способствующая развитию его мотивации к познанию. Арт-технологии, также, ориентированы на развитие познавательной заинтересованности учащихся и их активное включение в образовательный процесс.