Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогическое сопровождение развития самостоятельности детей дошкольного возраста в ходе исследований

Определение 1

Исследовательская деятельность дошкольников – это направление деятельности, связанное с решением творческих и поисковых задач, реализуемое в виде последовательности операций, выполнение которых требует от ребенка самостоятельности и активности, применения своего опыта и знаний.

Исследовательская деятельность учит детей находить информацию, выявлять связи и отношения между процессами и явлениями.

Данный вид деятельности играет важную роль в развитии навыков самостоятельности дошкольника.

Поддержка инициативы дошкольника к проведению исследований

В дошкольном возрасте ребенка проявляет активный интерес к различным видам деятельности, причем исследовательская деятельность является наиболее интересной для него. Она увлекает его своей неоднозначностью и разнообразием форм деятельности, а также компонентом самостоятельности, который лежит в ее основе. Дошкольник стремится к самостоятельности. Поэтому, участие в исследовательской деятельности способствует развитию у дошкольников навыков самостоятельности и побуждает их к активной деятельности.

Поддержание инициативы ребенка и его стремления к реализации исследовательской деятельности является непременным условием реализации педагогического процесса в ДОУ. Педагогу необходимо сопровождать исследовательскую деятельность ребенка и поддерживать проявление им инициативы в данной области.

Инициатива имеет важное развивающее значение в дошкольном возрасте. Она способствует:

  1. Интеллектуальному росту и развитию дошкольника.
  2. Реализации творческого потенциала ребенка.
  3. Формированию навыков самостоятельного мышления.
  4. Развитию потребности в совместной деятельности со взрослым.
  5. Активизации познавательных процессов.

Ярче всего инициативность дошкольника проявляется в исследовательской деятельности. Поэтому её необходимо поддерживать и развивать, чтобы активизировать самостоятельную деятельность дошкольника и совершенствовать всю его познавательную сферу деятельности.

Организация исследовательской деятельности дошкольника

Инициативу к исследованию педагоги ДОУ поддерживают за счет организованного педагогического сопровождения.

«Педагогическое сопровождение развития самостоятельности детей дошкольного возраста в ходе исследований » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Определение 2

Педагогическое сопровождение – это процесс организованного участия педагога в той или иной деятельности учащегося.

Педагогическое сопровождение имеет заинтересованный характер и реализуется посредством консультирования, оказания помощи, взаимодействия в ходе осуществления ребенком той или иной деятельности. Оно максимизирует самостоятельность учащегося в познавательной деятельности.

Исследовательская деятельность начинает активно формироваться у ребенка дошкольного возраста. С помощью исследования ребенок желает познавать окружающий мир и знакомится с законами его функционирования. Исследование дошкольника имеет обширный развивающий и воспитательный потенциал. Оно активизирует познавательные процессы личности и формирует навыки самостоятельной деятельности.

Несмотря на все положительные стороны исследовательской деятельности, в дошкольном возрасте она имеет спонтанный характер т.е. «ребенку вдруг захотелось провести какое-то исследование и он тут же приступает к нему, проявляя познавательную активность. Однако, чтобы исследовательская деятельность имела продуктивный характер и способствовала развитию навыков самостоятельности дошкольника, ее необходимо организовывать. Для этого, в отношении данной деятельности применяется педагогическое сопровождение.

Организация исследования дошкольников строится, исходя из их возрастных и индивидуальных особенностей развития. Исследование требует создания специальных условий его реализации и выбора оптимальных форм и направлений деятельности детей.

Организация исследовательской самостоятельной деятельности дошкольников состоит из следующих компонентов:

  1. Создание в ДОУ предметно-развивающего пространства. Оно позволяет детям делать выбор своей деятельности, перемещаться в пространстве по своему желанию и усмотрению, использовать различные материалы и объекты для познания тех или иных процессов. В предметно-развивающей среде ДОУ обязательно создается исследовательское пространство, включающее все необходимое оборудование и инструментарий.
  2. Включение исследований в разные виды деятельности дошкольников, составляющие основу его дня: прием пищи, сон, игровая деятельность, занятия, прогулка и др.
  3. Составление правил организации исследований. Дети должны проводить эксперименты по определенным правилам, которые гарантируют безопасность деятельности и сохранение здоровья каждого ребенка.
  4. Выбор направлений исследовательской деятельности. Педагог учитывает возраст детей и их психологические особенности развития. Например, в младшем дошкольном возрасте, дети совершают операции с моделями объектов и затрудняются проводить самостоятельные эксперименты без помощи взрослых. В старшем дошкольном возрасте, ребенок уже способен самостоятельно выполнять действия с объектами, но по их наглядному представлению, а выполнять действия по словесной инструкции затрудняется. Эти и иные психологические особенности должны быть учтены при организации педагогического сопровождения в той или иной возрастной группе.

Этапы развития исследовательской деятельности дошкольника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Этапы развития исследовательской деятельности дошкольника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Методы и приемы педагогического сопровождения исследовательской деятельности дошкольников

Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности дошкольников реализуется на основании следующих условий:

  1. Указание педагога детям того, что они должны делать.
  2. Формирование вместе с дошкольниками условных знаков деятельности: символы, графические изображения.
  3. Составление карточек с заданиями и указанием действий(графическое изображение для наглядности).
  4. Создание дневника наблюдений. В него дети, совместно с воспитателем записывают итоги экспериментальной деятельности, результаты их наблюдений.
  5. Предоставление ребенку возможности показать свою деятельность и ее итоги.
  6. Снижение активности педагога. Педагог должен минимально вмешиваться в исследовательский процесс дошкольников.
  7. Избегание строгой и несвоевременной оценки суждений дошкольника.
  8. Совершение преднамеренных ошибок педагогом. Это помогает активизировать работу учащихся в области поиска проблемы и вариантов ее разрешения.

Роль педагога в повышении познавательной активности ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Роль педагога в повышении познавательной активности ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 21.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot