Исследовательская деятельность дошкольников – это направление деятельности, связанное с решением творческих и поисковых задач, реализуемое в виде последовательности операций, выполнение которых требует от ребенка самостоятельности и активности, применения своего опыта и знаний.
Исследовательская деятельность учит детей находить информацию, выявлять связи и отношения между процессами и явлениями.
Данный вид деятельности играет важную роль в развитии навыков самостоятельности дошкольника.
Поддержка инициативы дошкольника к проведению исследований
В дошкольном возрасте ребенка проявляет активный интерес к различным видам деятельности, причем исследовательская деятельность является наиболее интересной для него. Она увлекает его своей неоднозначностью и разнообразием форм деятельности, а также компонентом самостоятельности, который лежит в ее основе. Дошкольник стремится к самостоятельности. Поэтому, участие в исследовательской деятельности способствует развитию у дошкольников навыков самостоятельности и побуждает их к активной деятельности.
Поддержание инициативы ребенка и его стремления к реализации исследовательской деятельности является непременным условием реализации педагогического процесса в ДОУ. Педагогу необходимо сопровождать исследовательскую деятельность ребенка и поддерживать проявление им инициативы в данной области.
Инициатива имеет важное развивающее значение в дошкольном возрасте. Она способствует:
- Интеллектуальному росту и развитию дошкольника.
- Реализации творческого потенциала ребенка.
- Формированию навыков самостоятельного мышления.
- Развитию потребности в совместной деятельности со взрослым.
- Активизации познавательных процессов.
Ярче всего инициативность дошкольника проявляется в исследовательской деятельности. Поэтому её необходимо поддерживать и развивать, чтобы активизировать самостоятельную деятельность дошкольника и совершенствовать всю его познавательную сферу деятельности.
Организация исследовательской деятельности дошкольника
Инициативу к исследованию педагоги ДОУ поддерживают за счет организованного педагогического сопровождения.
Педагогическое сопровождение – это процесс организованного участия педагога в той или иной деятельности учащегося.
Педагогическое сопровождение имеет заинтересованный характер и реализуется посредством консультирования, оказания помощи, взаимодействия в ходе осуществления ребенком той или иной деятельности. Оно максимизирует самостоятельность учащегося в познавательной деятельности.
Исследовательская деятельность начинает активно формироваться у ребенка дошкольного возраста. С помощью исследования ребенок желает познавать окружающий мир и знакомится с законами его функционирования. Исследование дошкольника имеет обширный развивающий и воспитательный потенциал. Оно активизирует познавательные процессы личности и формирует навыки самостоятельной деятельности.
Несмотря на все положительные стороны исследовательской деятельности, в дошкольном возрасте она имеет спонтанный характер т.е. «ребенку вдруг захотелось провести какое-то исследование и он тут же приступает к нему, проявляя познавательную активность. Однако, чтобы исследовательская деятельность имела продуктивный характер и способствовала развитию навыков самостоятельности дошкольника, ее необходимо организовывать. Для этого, в отношении данной деятельности применяется педагогическое сопровождение.
Организация исследования дошкольников строится, исходя из их возрастных и индивидуальных особенностей развития. Исследование требует создания специальных условий его реализации и выбора оптимальных форм и направлений деятельности детей.
Организация исследовательской самостоятельной деятельности дошкольников состоит из следующих компонентов:
- Создание в ДОУ предметно-развивающего пространства. Оно позволяет детям делать выбор своей деятельности, перемещаться в пространстве по своему желанию и усмотрению, использовать различные материалы и объекты для познания тех или иных процессов. В предметно-развивающей среде ДОУ обязательно создается исследовательское пространство, включающее все необходимое оборудование и инструментарий.
- Включение исследований в разные виды деятельности дошкольников, составляющие основу его дня: прием пищи, сон, игровая деятельность, занятия, прогулка и др.
- Составление правил организации исследований. Дети должны проводить эксперименты по определенным правилам, которые гарантируют безопасность деятельности и сохранение здоровья каждого ребенка.
- Выбор направлений исследовательской деятельности. Педагог учитывает возраст детей и их психологические особенности развития. Например, в младшем дошкольном возрасте, дети совершают операции с моделями объектов и затрудняются проводить самостоятельные эксперименты без помощи взрослых. В старшем дошкольном возрасте, ребенок уже способен самостоятельно выполнять действия с объектами, но по их наглядному представлению, а выполнять действия по словесной инструкции затрудняется. Эти и иные психологические особенности должны быть учтены при организации педагогического сопровождения в той или иной возрастной группе.
Рисунок 1. Этапы развития исследовательской деятельности дошкольника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Методы и приемы педагогического сопровождения исследовательской деятельности дошкольников
Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности дошкольников реализуется на основании следующих условий:
- Указание педагога детям того, что они должны делать.
- Формирование вместе с дошкольниками условных знаков деятельности: символы, графические изображения.
- Составление карточек с заданиями и указанием действий(графическое изображение для наглядности).
- Создание дневника наблюдений. В него дети, совместно с воспитателем записывают итоги экспериментальной деятельности, результаты их наблюдений.
- Предоставление ребенку возможности показать свою деятельность и ее итоги.
- Снижение активности педагога. Педагог должен минимально вмешиваться в исследовательский процесс дошкольников.
- Избегание строгой и несвоевременной оценки суждений дошкольника.
- Совершение преднамеренных ошибок педагогом. Это помогает активизировать работу учащихся в области поиска проблемы и вариантов ее разрешения.
Рисунок 2. Роль педагога в повышении познавательной активности ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ