Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогическое сопровождение профессиональной ориентации обучающихся в урочной и внеурочной деятельности

Сущность педагогического сопровождения

Определение 1

Педагогическое сопровождение – это тип деятельности педагога, направленный на профессионально-личностное развитие учеников на основании изучения их интересов, а также приобщение учащихся к социально-культурным и нравственным ценностям, которые необходимы им для самореализации и саморазвития.

Выбор профессии – важное и сложное решение, которое должно быть принято в подростковом возрасте. К сожалению, часто выпускники школ владеют недостаточным объемом информации об особенностях той или иной профессии и не всегда могут учесть собственные интересы и склонности при выборе профессии. Негативные последствия неправильного выбора могут отражаться на всей жизни человека и обществе в котором он живет. В связи с этим, большое значение приобретает педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков.

На сегодняшний день школы в направлении профориентации переживают затруднения. Все тенденции, которые проповедовались советской образовательной системой, сегодня разрушены под воздействием реальности и возникающих жизненных условий. Это значит, что данная деятельность должна быть выстроена с самого начала.

Значит, современная школа ставит перед собой актуальную проблему профессионального самоопределения учеников. Это вызывает вопрос относительно того, кто должен заниматься решением этой проблемы. Несомненно, огромная роль отводится классным руководителям. Но, так как учитель обладает только наиболее общими представлениями о целях и задачах профориентационной работы с учениками, такая деятельность в школе носит лишь формальный характер.

Цель профориентации – сформировать в учениках готовность осуществлять общественно полезный производительный труд, то есть выработать у них совокупность свойств и качеств, которыми обуславливается потребность и возможность осуществления успешного и полезного для общества труда по выбранной специальности.

«Педагогическое сопровождение профессиональной ориентации обучающихся в урочной и внеурочной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

К задачам профориентации в школе относят:

  • изучить и сформировать профессиональные интересы, способности и мотивы деятельности;
  • ознакомить учеников с системой знаний, которые необходимы для успешного выбора профессии;
  • создать условия для проверки на практике склонностей и способностей выпускника;
  • консультировать по вопросам выбора профессии, возможности получения профессиональной подготовки и трудоустройства.

Педагогическое сопровождение представляет процесс заинтересованного наблюдения и консультирования со стороны педагога, при минимальном его вмешательстве. Педагогическим сопровождением подразумевается, что педагог умеет быть рядом в нужный момент, следовать за учеником, сопутствовать его индивидуальному образовательному маршруту.

Работа по профориентации включает четыре основных направления:

  • информационное – формирует знания о профессиях и профессиональном образовании, рынке труда и требованиях профессии к человеческим качествам;
  • диагностическое – базируется на применении психологических тестов, чтобы оценить профессиональную пригодность и предполагает сообщение ученикам результатом тестирования, с обсуждением их интересов и рекомендаций профессий в соответствии с полученными результатами;
  • консультационное – базируется на положении о том, что одних знаний недостаточно, чтобы совершить эффективный профессиональный выбор;
  • тренинговое – основано на применении специальных групповых игр, а также упражнений, предполагающих последующее обсуждение процесса и результата их выполнения.

Профессиональная ориентация – это система средств, направленная на активизацию профессионального личностного самоопределения, которая рассматривает человека в качестве субъекта выбора, и построения жизненной и профессиональной карьеры.

Этапы профессионального самоопределения

Выделяют следующие этапы профессионального самоопределения:

  • 1 этап – игра, в процессе которой дети примеряют на себя роли взрослых;
  • 2 этап – фантазия подросткового возраста – подросток представляет себя на месте работы по той или иной профессии;
  • 3 этап – предварительный выбор профессии, когда типы деятельности отсортировывают на основании интересов, способностей и системы ценностей;
  • 4 этап – принятие решения – выбор профессии.

Задача ознакомлять учеников с современными профессиями возлагается на классного руководителя, но в рамках внеклассной работы. Значительное место отводится беседам, проводимым классными руководителями:

  1. информационно-справочная характеристика профессии предполагает выделение экономических, технологических, медицинских и психологических характеристик профессиональной деятельности, знание которых нужно, чтобы более детально понять специфику выбираемой профессии;
  2. функциональное описание состоит из нормативных характеристик профессионально значимых качеств и медицинских противопоказаний для осуществления профессиональной деятельности.

Часто подростки путают понятия профессия, специальность и должность, поэтому важно объяснить им различия.

Определение 2

Профессия – это тип трудовой человеческой деятельности, обусловленный разделением труда и предполагающий определенную подготовку и выступающий как источник доходов.

Определение 3

Специальность – это специализация или разновидность деятельности в рамках одной профессии.

Определение 4

Должность – это структура трудовых обязанностей, выполняемых работником на занимаемом им рабочем места.

При профессиональном становлении будущего квалифицированного специалиста, могут быть выделены три четко определяемых периода:

  • до поступления в профессиональные учебные заведения – школьная профориентация, мотивированный выбор конкретной профессии одноклассниками или друзьями;
  • обучение в профессиональных учебных заведениях;
  • трудовая деятельность – адаптация при прохождении производственной практики, закрепление и углубление полученного объема знаний, умений и навыков.
Дата последнего обновления статьи: 29.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot