Понятие и элементы педагогического такта
Педагогический такт — умение педагога проявлять выдержку и достоинство в процессе общения с коллегами, детьми и родителями, соблюдать правила поведения, меру своего влияния на детей, уметь найти подход к каждому ребенку и выстроить оптимальные взаимоотношения с детским коллективом.
Главный признак педагогического такта – принадлежность к нравственной культуре педагога, нахождения меры во взаимоотношениях между детьми в рамках воспитательно-образовательного процесса.
Педагогический такт относится к личностным и нравственно-психологическим качествам педагога.
Основные элементы педагогического такта:
- уважительное отношение к ребенку
- умение слушать и сопереживать
- владение деловым тоном общения
- чуткость и внимательность педагога к каждому ребенку.
Проявляется педагогический такт в следующем:
- внешний вид педагога
- умение быстро и верно оценить складывающуюся ситуацию (обстановку вокруг), сориентироваться и применить наиболее эффективные профессиональные навыки и компетенции общения
- умение сохранять самообладание в любой ситуации, сдерживать свои эмоции
- сочетать разумную требовательность и чуткое отношение к детям, с учетом из возрастных и индивидуальных особенностей
- проявлять самокритичность в оценке собственного труда
Педагог, обладающий профессиональным тактом, соблюдает правила поведения в обществе, нравственные и эстетические нормы, является образцом для примера подрастающему поколению.
Педагогический такт в общении характеризуется гибкостью и обоснованностью применения методов, приемов и форм педагогического воздействия. Он не терпит формализма, рамок и шаблонов.
Основные признаки педагогического такта
Выделяют основные признаки педагогического такта, отличающие педагогический такт от нетактичности:
- простота и естественность обращения к собеседнику, без проявления фамильярности
- доверие к собеседнику, без проявления попустительства
- тон серьезен, но без натянутости
- присутствие в речи юмора и иронии, без насмешливости по отношению к собеседнику
- требовательность без проявления грубости и мелочной придирчивости
- проявление доброжелательности, без заискивания
- использования делового тона без раздражительности
- присутствия в речи необходимого воспитательного воздействия без проявления поспешности или торопливости по отношению к собеседнику
- проявления чуткости и внимательности без их подчеркивания
- четкая отдача распоряжений без проявления тона упрашивания
- осуществление процесса обучения без подчеркивания явного превосходства в знаниях и умениях
- выслушивание ребенка внимательно без проявления выражения безразличия и скуки
Во многом педагогический такт зависит от самого педагога, то, как он проявляет себя в общении с детьми. Тактичный педагог быстро и безошибочно разберется в конфликтной ситуации, поможет участникам конфликта посредством общения понять его причины, успокоит и рассудит, с учетом состояния каждого. Педагог, обладающий навыками тактичного педагогического общения, подбирает подходящие методы и формы взаимодействия с детьми, умеет во время найти нужные слова и интонацию.
Стиль общения педагога как выражение педагогического такта
Важной характеристикой такта педагогического общения является его стиль.
Стиль педагогического общения – нравственная и социальная категория, которая формируется под воздействием ряда факторов и проявляется в особенностях взаимодействия педагога с детьми.
Факторы, влияющие на формирование стиля педагогического общения:
- психологический склад личности педагога
- уровень общей культуры и образованности
- ценностные ориентации педагога
- влияние, оказываемое на педагога его ближайшим окружением (друзья, семья и т.п.)
- влияние, оказываемое на становление личности педагога более опытными и авторитетными педагогами.
Традиционно принято выделять три стиля педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократический стили.
Портрет педагога, реализуемого педагогический такт в рамках каждого из стилей общения:
Авторитарный стиль педагогического общения – характеризуется тем, что педагог выстраивает взаимоотношения с детьми, исходя из того, что его личность главнее, чем личности детей, в силу уровня его знаний, жизненного опыта, социального положения и т.д. Педагог общается с детьми посредством приказов, инструкций, угроз, выговоров.
Следствие: эмоциональный дискомфорт; психологически тяжелая и напряженная обстановка, отрицательно влияющая на учебные успехи детей; проявление явного негативного отношения к педагогу.
Либеральный стиль педагогического общения – характерен тем, что педагог «плывет по течению», он не вникает в суть коллективных проблем, слабо заинтересован в учебных достижениях детей, неорганизованный, не любит принимать решения, предоставляя детскому коллективу существовать самостоятельно.
Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в детском коллективе, эмоциональная удовлетворенность от общения.
Демократический стиль – является наиболее благоприятными стилем общения, так как он основан на взаимном доверии и уважении, педагог проявляет неподдельный интерес к жизни детского коллектива. Данный стиль педагогического общения сопровождается высокой педагогической культурой и тактом.
Следствие: дети приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, дети доброжелательно относятся друг к другу.
В педагогической практике не встречается проявление «чистого» стиля общения. Педагог в зависимости от учебной ситуации комбинирует и сочетает стили, меняет свое поведение, главным остается только общий «рисунок» того стиля, который он сформировал и использует на протяжении всех лет педагогической деятельности. Выбор определенного стиля педагогического общения зависит от этики педагогического общения, и как следствие педагогический такт, который базируется на личностных качествах педагога.