Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Такт в педагогическом общении

Понятие и элементы педагогического такта

Определение 1

Педагогический такт — умение педагога проявлять выдержку и достоинство в процессе общения с коллегами, детьми и родителями, соблюдать правила поведения, меру своего влияния на детей, уметь найти подход к каждому ребенку и выстроить оптимальные взаимоотношения с детским коллективом.

Главный признак педагогического такта – принадлежность к нравственной культуре педагога, нахождения меры во взаимоотношениях между детьми в рамках воспитательно-образовательного процесса.

Педагогический такт относится к личностным и нравственно-психологическим качествам педагога.

Основные элементы педагогического такта:

  • уважительное отношение к ребенку
  • умение слушать и сопереживать
  • владение деловым тоном общения
  • чуткость и внимательность педагога к каждому ребенку.

Проявляется педагогический такт в следующем:

  • внешний вид педагога
  • умение быстро и верно оценить складывающуюся ситуацию (обстановку вокруг), сориентироваться и применить наиболее эффективные профессиональные навыки и компетенции общения
  • умение сохранять самообладание в любой ситуации, сдерживать свои эмоции
  • сочетать разумную требовательность и чуткое отношение к детям, с учетом из возрастных и индивидуальных особенностей
  • проявлять самокритичность в оценке собственного труда

Педагог, обладающий профессиональным тактом, соблюдает правила поведения в обществе, нравственные и эстетические нормы, является образцом для примера подрастающему поколению.

Замечание 1

Педагогический такт в общении характеризуется гибкостью и обоснованностью применения методов, приемов и форм педагогического воздействия. Он не терпит формализма, рамок и шаблонов.

Основные признаки педагогического такта

Выделяют основные признаки педагогического такта, отличающие педагогический такт от нетактичности:

«Такт в педагогическом общении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • простота и естественность обращения к собеседнику, без проявления фамильярности
  • доверие к собеседнику, без проявления попустительства
  • тон серьезен, но без натянутости
  • присутствие в речи юмора и иронии, без насмешливости по отношению к собеседнику
  • требовательность без проявления грубости и мелочной придирчивости
  • проявление доброжелательности, без заискивания
  • использования делового тона без раздражительности
  • присутствия в речи необходимого воспитательного воздействия без проявления поспешности или торопливости по отношению к собеседнику
  • проявления чуткости и внимательности без их подчеркивания
  • четкая отдача распоряжений без проявления тона упрашивания
  • осуществление процесса обучения без подчеркивания явного превосходства в знаниях и умениях
  • выслушивание ребенка внимательно без проявления выражения безразличия и скуки

Во многом педагогический такт зависит от самого педагога, то, как он проявляет себя в общении с детьми. Тактичный педагог быстро и безошибочно разберется в конфликтной ситуации, поможет участникам конфликта посредством общения понять его причины, успокоит и рассудит, с учетом состояния каждого. Педагог, обладающий навыками тактичного педагогического общения, подбирает подходящие методы и формы взаимодействия с детьми, умеет во время найти нужные слова и интонацию.

Стиль общения педагога как выражение педагогического такта

Важной характеристикой такта педагогического общения является его стиль.

Определение 2

Стиль педагогического общения – нравственная и социальная категория, которая формируется под воздействием ряда факторов и проявляется в особенностях взаимодействия педагога с детьми.

Факторы, влияющие на формирование стиля педагогического общения:

  • психологический склад личности педагога
  • уровень общей культуры и образованности
  • ценностные ориентации педагога
  • влияние, оказываемое на педагога его ближайшим окружением (друзья, семья и т.п.)
  • влияние, оказываемое на становление личности педагога более опытными и авторитетными педагогами.

Традиционно принято выделять три стиля педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократический стили.

Портрет педагога, реализуемого педагогический такт в рамках каждого из стилей общения:

  1. Авторитарный стиль педагогического общения – характеризуется тем, что педагог выстраивает взаимоотношения с детьми, исходя из того, что его личность главнее, чем личности детей, в силу уровня его знаний, жизненного опыта, социального положения и т.д. Педагог общается с детьми посредством приказов, инструкций, угроз, выговоров.

    Следствие: эмоциональный дискомфорт; психологически тяжелая и напряженная обстановка, отрицательно влияющая на учебные успехи детей; проявление явного негативного отношения к педагогу.

  2. Либеральный стиль педагогического общения – характерен тем, что педагог «плывет по течению», он не вникает в суть коллективных проблем, слабо заинтересован в учебных достижениях детей, неорганизованный, не любит принимать решения, предоставляя детскому коллективу существовать самостоятельно.

    Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в детском коллективе, эмоциональная удовлетворенность от общения.

  3. Демократический стиль – является наиболее благоприятными стилем общения, так как он основан на взаимном доверии и уважении, педагог проявляет неподдельный интерес к жизни детского коллектива. Данный стиль педагогического общения сопровождается высокой педагогической культурой и тактом.

    Следствие: дети приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, дети доброжелательно относятся друг к другу.

В педагогической практике не встречается проявление «чистого» стиля общения. Педагог в зависимости от учебной ситуации комбинирует и сочетает стили, меняет свое поведение, главным остается только общий «рисунок» того стиля, который он сформировал и использует на протяжении всех лет педагогической деятельности. Выбор определенного стиля педагогического общения зависит от этики педагогического общения, и как следствие педагогический такт, который базируется на личностных качествах педагога.

Дата последнего обновления статьи: 25.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot