Общение – это многосторонний и сложный процесс взаимодействия субъектов в различных видах деятельность, способный обеспечить всю многогранность жизнедеятельности и отношений личности в целом.
Общение как основа педагогической деятельности
Педагогическое общение – это профессиональный процесс взаимодействия между педагогом и учащимися (воспитанниками), как в рамках педагогического процесса, так и за его пределами.
В процессе педагогического общения осуществляется передача знаний, формирование умений и навыков, обмен опытом и ценностями, формируется детский коллектив, выстраиваются взаимоотношения между педагогом и детьми. Именно поэтому очень важно правильно и эффективно организовать педагогическое общение не только во время педагогического процесса, но и вне его рамок.
Каждый ребенок, посещая образовательную организацию в первую очередь, желает видеть возле себя доброго и внимательного педагога, который будет не просто механически передавать ему знания, а проявлять чуткость и заботу, сможет оказать помощь в сложный момент. Большое значение в этом вопросе уделяется процессу общения. Педагог должен подходить к его организации ответственно, особенно учитывая то, что в классе или группе более 20 детей, и каждому необходимо уделить внимание. С целью решение учебно-воспитательных задач педагог обращается ко всему классу (группе). Однако данное обращение не всегда воспринимается ребенком, потому как не каждый может адаптироваться в группе. В связи с чем, педагогическое общение подразумевает не просто общее со всей группой детей, но и возможность уделять внимание каждому ребенку, беседовать с ним на учебные, и не только, темы, проявлять интерес к его увлечениям и т.д.
Педагогическое общение, несмотря на то с группой или индивидуально беседует педагог, должно осуществляться не в форме простого обыденного разговора, а иметь конкретную цель и задачи. Общение, осуществляемое во время урока и вне его, оказывает положительное влияние не только на сплочение детского коллектива, установление отношений между педагогом и детьми, но и оказывает влияние на развитие личности каждого ребенка.
Таким образом, суть педагогического общения определяется целенаправленностью и стремлением педагога решить конкретные воспитательные и образовательные задачи.
Условия эффективной организации педагогического общения
Эффективно организованное педагогическое общение гарантирует благоприятную эмоциональную атмосферу во время занятий, способствует установлению межличностных взаимоотношений в коллективе и личностное развитие каждого ребенка.
Условиями организации эффективного педагогического общения, являются:
Социально-психологический блок общения, который включает в себя такие условия как:
- наличие расположения у участников педагогического процесса к общению;
- рефлексирование и адекватное восприятие личности каждого ребенка педагогом;
- осуществление прогнозирования развития межсубъектных отношений в процессе общения;
- использование во время общения вербальных, визуальных и тактильных средств.
Нравственно-этический блок педагогического общения содержит следующие условия:
- построение общения на демократической основе;
- соблюдение этических и нравственных правил общения, педагогического такта;
- формирование благоприятного нравственного климата общения.
Эстетический блок включает ряд следующих условий:
- гармонизация внутренних и внешних проявлений личности педагога;
- эстетическая выразительность и эмоциональность речи;
Технологический блок условий включает в себя:
- использование комплекса учебно-воспитательных методов, средств и приемов взаимодействия;
- выбор оптимального стиля общения;
- сочетание предметных и коммуникативных способов взаимодействия.
Помимо перечисленных условий больше значение для организации эффективного педагогического общения имеет коммуникативная компетенция педагога. Коммуникативные компетенции включают в себя:
- положительно эмоционально окрашенную речь;
- потребность в общении с детьми в рамках педагогического процесса и за его пределами;
- знание и понимание психологии детей, умение устанавливать с ними коммуникативный контакт;
- демократизм и гуманизм общения;
- проявление эмпатии в процессе общения.
Эмпатийность педагога выступает реальным проявлением любви к ученику, ребенку и условием понимания его. Без эмпатии не получается настоящего душевного, открывающего в человеке лучшие качества общения.
Ошибки в организации педагогического общения
Организация педагогического общения требует соблюдения ряда правил и условий, гарантирующих эффективность общения. Основными ошибками в организации общения являются:
- Неумение наладить контакт с детьми. Довольно часто педагоги при установлении контакта с детьми ориентируются на внешнюю сторону урока, то есть важной частью является организация учебного занятия, а не установление контакта. При совершении данной ошибки, любая попытка ребенка вступить в контакт с педагогом может привести к конфликтной ситуации.
- Несформированность личностно-эмоциональных особенностей педагога. Личностные особенности педагога имеют большое значение в организации эффективного педагогического общения, такие как рефлексия, самоанализ, саморегуляция и т.д. В том случае, если они недостаточно сформированы, то ему сложно установить контакт с детьми и получить их расположение.
- Неумение выстраивать и оперативно перестраивать взаимоотношения в зависимости от педагогических задач. Общение в деятельности педагога – это метод решения учебных задач. Учебные задачи включают в себя не только передачу знаний, но и понимание внутреннего состояния каждого ребенка, умения контролировать себя в процессе общения.
- Трудности речевого общения и передачи эмоционального отношения. В том случае, если у педагога имеются затруднения в решении задач обучения и воспитания, в связи с неумением логично и последовательно излагать учебный материал, свои мысли, необходимую информацию и т.д., то у него возникают трудности в организации общения с детьми, снижение качества педагогического процесса.