Педагогическое общение с детьми – это профессиональное общение педагога с детьми, осуществляемое как в рамках педагогического процесса, так и за его пределами, направленное на установление комфортной атмосферы, сплочение детского коллектива и передачу учебной информации.
Цели педагогического общения
Педагогическое общение с детьми, в зависимости от поставленных целей принято подразделять на две основные группы:
- Биологическое общение, направлено на удовлетворение основных биологических потребностей ребенка, сохранение и развитие организма, поддержание оптимальной физической формы.
- Социальное общение, нацелено на удовлетворение творческих, нравственных, познавательных, эстетических и иных присущих исключительно человеку потребностей. Социальное общение способствует расширению и укреплению межличностных контактов, формированию отношений с окружающими и в коллективе, а также на решение задач воспитания, обучения и личностного развития ребенка.
Основная цель педагогического общения с детьми обусловлена задачами, стоящими перед системой государства и ее основными ориентирами, и заключается в следующем: осуществление ориентации каждого ребенка на процесс обучения и воспитания, создание необходимых условий для полноценной реализации педагогического процесса.
Процесс взаимодействия педагога и детей должен способствовать ориентации ребенка в мире человеческих ценностей, воспитанию у него нравственных и эстетических компетенций, формировать черты поведения, необходимые для полноценного существования в обществе.
Таким образом, значимость педагогического общения с детьми очевидна. Эффективно организованный процесс общения педагога и детей способствует не только усвоению знаний, формированию умений и навыков, но и способствует становлению и развитию личности ребенка.
Функции педагогического общения
Педагогическое общение с детьми выполняет практически все основные функции, возложенные на общение в принципе. Однако имеется ряд характерных функций педагогического общения.
Основные функции педагогического общения с детьми:
- Информационная функция – состоит в передачи информации на различные темы (учебные, житейские, научно-исследовательские и т.д.), посредством общения. Реализации информационной функции предусматривает передачу жизненного опыта, научных знаний, формирование основ поведения и нравственности.
- Воспитательная функция – занимает одно из центральных мест, в процессе педагогического общения. Реализация воспитательной функции направлена на приобщение ребенка к современной культуре, формированию нравственных ценностей и т.д.
- Функция познания, так же является одной из главных функций, направлена на познание детьми окружающих людей (педагогов, сверстников и т.д.). Реализация данной функции требует от педагога знаний в области психологического и физиологического развития детей.
- Функция организации и обслуживания воспитательно-образовательной деятельности. Данная функция предусматривает направление деятельности детей в учебное русло, акцентирование их внимания на преподносимой информации.
- Эмоциональная функция – направлена на осуществление эмоциональной заряженности детей, поднятие их настроения и направленности на обучение.
- Функция реализации потребности в контакте с окружающими. Данная функция обусловлена организацией не просто общения с педагогической целью, а общения, которое дает возможность избежать одиночества, поделиться своими проблемами, снять психологическое напряжение. Довольно часто ребенок подходит к педагогу не за знаниями, а «просто так», чтобы побыть с ним наедине, поговорить о чем-то личном, рассказать о себе или своей семье. В процессе реализации данной функции осуществляется обмен личными духовными ценностями между ребенком и педагогом.
- Функция приобщения ребенка к опыту и ценностям педагога (инициатора общения). Данная функция основана на том, что педагог обладает большим объемом знаний, имеет определенный жизненный опыт, стабильным социальным положением, чем дети. Все это способствует приобщению подрастающего поколения к ценностям старших поколений.
Таким образом, в педагогическом общении с детьми реализуется множество различных функций, каждая из которых имеет важное значение в профессиональной деятельности педагога.
Средства педагогического общения
Одной из важнейших характеристик педагогического общения с детьми являются средства общения, которые представляют собой способы передачи информации от педагога к ребенку и выражают отношения между ними.
Принято выделять следующие основные категории педагогического общения:
- Непосредственное общение - реализуется с помощью естественных органов человека, данных ему от природы (голосовые связки, рот, руки, туловище и т.п.).
- Опосредованное общение – подразумевает использование специальных орудий и средств, основное назначение которых состоит в организации эффективного общения и обмена информации (дневник, классный журнал, нотная тетрадь и т.д.).
- Прямое общение – осуществляется при непосредственном прямом контакте между педагогом и ребенком, то есть «лицом к лицу». Общение осуществляется с помощью мимики, речи, взглядов и т.п.
- Косвенное общение – реализуется через посредника. Данный вид общение возникает тогда, когда партнеры не могут лично встретиться и пообщаться, информация передается через посредника. Например, общение педагога с родителем, через ребенка. В данном случае ребенок – это посредник общения.
- Вербальное общение – информация между участниками общения передается посредством речи, то есть словесным путем.
- Невербальное (бессловесное) общение, которое не предполагает использования звучащей речи в качестве средства общения. Это - общение с помощью взглядов, жестов, мимики и других невербальных сигналов.