Функции педагогического общения в спорте
Педагогическое общение представляет собой профессиональное общение педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе, ориентированное на формирование благоприятного психологического климата.
Педагогическое общение в качестве социально-психологического процесса характеризуется следующими функциями:
- обмен информацией;
- познание личности;
- организация деятельности;
- сопереживание;
- обмен ролями;
- самоутверждение.
Информационная функция общения обеспечивает процесс обмена информацией, стимулирует формирование позитивного отношения к занятиям спортом, создает все условия для формирования мотивации спортсменов к тренировочной и учебной деятельности, стремлению к успешному результату и т.д.
Реализация важнейшей функции общения, сопереживания, благотворно влияет на формирование условий понимания другого человека, способности понять другого, что способствует нормализации межличностных отношений и отношений в коллективе. Тренеру педагогу очень важно понимать подопечного, его стремления и потребности, чтобы верно с ним осуществлять взаимодействие.
Задача педагога-тренера – способствовать пониманию спортсменом своего «я», осознанию своей значимости, формированию перспектив личности и адекватной самооценки, уровня притязаний. Основной функцией педагогического общения в спорте выступает самоутверждение личности.
Знание всех функций помогает тренеру создавать общение с воспитанниками как целостный процесс, который охватывает тренировочный и соревновательный процессы.
Тренер, планирующий занятие, должен учитывать условия для усвоения учебной информации, создание атмосферы для самоутверждения и самовыражения, в первую очередь тех воспитанников, которые особо нуждаются в педагогической помощи. В работе тренер-педагог должен предвидеть различные приемы заинтересованности в работе спортсмена, гарантируя взаимодействие и сотрудничество.
Структура педагогического общения в спорте
Структура процесса профессионально-педагогического общения в спорте по В. А. Кан-Калику включает:
- Прогностический этап – моделирование тренером общения с подопечным или спортивным коллективом.
- Коммуникативный этап – организация непосредственного общения в начале взаимодействия.
- Управление педагогическим общением.
- Анализ системы общения и ее моделирование на предстоящую деятельность.
Часто общение тренера и воспитанников не дифференцируется по этапам, представляется «свернутом» виде.
На этапе моделирования тренеру важны знания об особенностях спортсмена: характер познавательной деятельности, предвидение возможной динамики совместной деятельности и сложности в общении.
На коммуникативном этапе происходит выработка техники быстрого включения юных спортсменов в деятельность (тренировочную, учебную, соревновательную и т.д.), для чего тренеру необходимо владеть разными психологическими приемами динамического воздействия и общения на личность учащихся.
На этапе управления общением важно организовывать диалогическое общение, уметь поддерживать инициативу воспитанников, корректировать свой замысел.
Анализ общения предполагает соотнесение средств, методов, поставленной цели, результата.
Тренер должен быть лидером, инициатором в управлении общением и учебно-воспитательным процессом в целом. Для этого необходимы:
- оперативное начало контакта;
- введение личностных факторов во взаимодействие с воспитанниками;
- формирование единого чувства «мы»;
- демонстрацию расположенности к спортивному коллективу;
- организацию общего контакта со всеми;
- демонстрацию ярких целей деятельности;
- передачу понимания тренером их внутреннего состояния;
- изменение негативных стереотипных установок к отдельным воспитанникам.
Это помогает тренеру преодолеть препятствия, которые мешают эффективному общению.
Стили тренерского управления коллективом
В любом общении можно выделить взаимодействие и отношение, включающие речевые и неречевые действия, потребности, интересы, мотивы, чувства. Характер взаимодействий и стиль отношений в спортивной деятельности создают стиль педагогического общения:
- общение, основанное на дружеском расположении;
- общение, основанное на увлечении совместной деятельностью; общение– устрашение;
- общение – дистанция;
- общение – заигрывание.
В основе общения, базирующегося на совместной спортивной деятельности, находится стремление совместно решать вопросы организации деятельности, устойчивое положительное отношение тренера к воспитаннику и делу. Данный стиль общения является наиболее продуктивным стилем педагогического общения. Вся совместная деятельность с детьми должна строиться на основе увлеченности совместной деятельностью.
Стиль общения, основанный на дружеском расположении тесно связан с увлеченностью совместной деятельностью. Еще А.С. Макаренко отмечал, что педагог по отношению к воспитанникам должен быть сдержан и вежлив, не допускать фривольностей в речи и в поведении. В тоже время нельзя допускать в процессе общения раздражительность, крик и угрюмость.
Отдавая в своем общении приоритеты дружескому расположению с воспитанниками, надо опираться на творческий союз, основанный на увлечении общим делом. К высоким спортивным результатам важно идти совместно тренеру и воспитанникам, что является принципом педагогики сотрудничества.
В системе взаимоотношений тренера и учащихся в стиле общения-дистанции педагог постоянно выдерживает определенную дистанцию. В целом к воспитанникам отношение является положительным, однако организация деятельности напоминает авторитарный стиль, что оказывает негативное влияние на общий творческий уровень работы. При этом, при кажущемся внешнем благополучии, стиль общения приводит к педагогическим неудачам.
Общение-устрашение является крайней формой общения-дистанции, сочетающей недоброжелательное отношение к воспитанникам и авторитарность в методах и способах организации совместной спортивной деятельности. Данный стиль формирует на занятиях атмосферу эмоционального неблагополучия, нервозности, тормозит творческую деятельность.