Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психология тренера

Общие и специальные компетенции тренера

Замечание 1

Современный спорт - это область очень ранней специализации, в него приходят дети в возрасте 3-5 лет, и уже с таких ранних лет начинается глубокое формирование их личности. И в этом процессе ключевую роль играет тренер, причем не только как носитель спортивно важных знаний, умений и навыков, но и как воспитатель определенных личностных качеств.

Именно поэтому так важно уделять внимание высокой квалифицированной подготовке тренеров, развитию их личностного потенциала. За тренерской деятельностью стоит большой педагогический процесс, требующий как развитых личностных качеств, так и широкого спектра профессиональных умений и навыков. Однако не для всех очевиден тот факт, что тренер помимо спортивного вклада реализует также и педагогический.

Профессия спортивного тренера включает в себя компетенции по воспитанию и подготовке спортсменов к соревнованиям. Специфика обязанностей тренера зависит от того спорта, непосредственно в котором реализуется тренер. Однако в целом к ним относятся:

  • проектировочная деятельность: включает в себя умение планировать учебные и тренировочные нагрузки на длительный период, а также в рамках конкретных тренировок,
  • коммуникативная деятельность: включает в себя умения реализовывать педагогическое общение, направленное на регуляцию деятельности спортсменов,
  • гностическая деятельность: включает в себя умения анализировать достоинства и зоны роста своего спортсмена, а также себя как тренера с последующим внесением корректив,
  • двигательная деятельность: включает в себя умение реализовывать физические упражнения, технические элементы, страховка спортсменов.

Помимо таких общих тренерских компетенций выделяют также и специальные знания, необходимые для тренерской деятельности: знания теоретических и методических принципов физического воспитания и медицинского контроля, владение тактическими и техническими навыками по своему виду спорта, а также современными научными и методическими знаниями в конкретном виде спорта, развитые навыки спортивного отбора, умение воспитывать своих спортсменов и готовить их к достижению высоких результатов.

«Психология тренера» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Мотивация и основные сложности в профессии тренера

В большой своей массе, около 50% студентов спортивных ВУЗов с тренерской специализацией поступают туда из-за интереса к самому предмету физической культуры, а не из интереса к самой профессии тренера.

В среднем, выделяют 3 основные группы глобальных мотивов для тренерской деятельности:

  • мотивы общего характера (всегда в хорошей форме, много общения и т. д.);
  • мотивы материального характера;
  • мотивы самореализации и уважения.

Однако при выборе любой профессии важно, чтобы выбор стыковался с личностными ценностями и ориентирами. Помимо этого, важно учитывать следующие специфические моменты:

  • важно оценивать внешние параметры места работы (зарплата, социальные льготы, близость к дому, вредность деятельности);
  • важно оценивать также и свои возможности (свое состояние здоровья, наличие способностей к данной деятельности или виду спорта, уровень образования);
  • важно оценивать само содержание места работы, его карьерные перспективы, возможности для проявления личностных инициатив

Наиболее часто встречаемыми сложностями в работе начинающего специалиста являются следующие:

  • во-первых, молодой тренер вследствие того, что сам когда-то был спортсменом, думает, что он «все знает» про спорт;
  • во-вторых, молодой тренер нередко ждет быстрых и высоких результатов своих подопечных. Хотя наиболее часто, результативно тренерской работы дает о себе знать лишь через 8-10 лет;
  • в-третьих, уровень зарплаты тренерской деятельности иногда оказывается шокирующим и неприятным;
  • в-четвертых, немаловажной сложностью является тот факт, что деятельность тренера плохо нормирована: как правило, в каникулы или выходные тренеру выгоднее осуществлять тренировки, в то время как его семья или близкие люди проводят время без него.

Основная специфика тренерской деятельности

Психологи выделяют основные особенности тренерской деятельности, которые обособляют ее от других видов педагогической деятельности, в их числе:

  1. Ответственность за физическое и психологическое здоровье спортсменов. их личностное развитие, которая выражается в большом количестве формального и неформального общение между тренером и спортсменами. В этом процесса важен авторитет и личность самого профессионала (тренера).
  2. Нравственная ответственность за развитием таланта и спортивного потенциала своих подопечных, что требует терпения и усидчивой работы со спортсменом.
  3. Высокая эмоциональная напряженность и стрессогенность в соревновательные периоды: тренер постоянно находится в большом накале эмоций, и ему важно уметь их регулировать и конструктивно выражать, если они касаются спортсмена.
  4. Высокая степень оторванности тренера от обычной семейной жизни: большое количество тренировок, сборов и выездов делают личную жизнь тренера очень нестабильной, что может также сказываться на отношениях тренера с семьей и близкими людьми.
  5. Большая сеть коммуникативных контактов тренера с совершенно разными людьми, что требует абсолютно разных способов общения и подачи той или иной информации
  6. Нестабильность спортивных результатов - неизбежные падения и взлеты, которые делают статус тренера очень нестабильным
  7. Публичность - большая степень огласки спортивных достижений тренера в СМИ, его личной жизни, что также является стрессогенным фактором для тренера, обязывает его постоянно регулировать свои эмоции и проявления

Работа тренера имеет также и свою специфику в зависимости от уровня подготовки спортсменов:

  • тренер начальной подготовки: ориентирован на привлечение юных спортсменов и их отбор, а также развитие их общей физической подготовки. Для тренера этого уровня показателем его эффективности является то количество спортсменов, которые занимают постоянно и переданы на следующий уровень подготовки;
  • тренер углубленной подготовки: ориентирован на специализацию спортсменов в определенном виде спорта. Для тренера этого уровня показателем эффективности будут результаты соревнований, наличие 1 и 2 разрядов у спортсменов;
  • тренер базового мастерства: ориентирован на определение одаренных спортсменов. Для тренера данного уровня критерием эффективности являются результаты в чемпионатах страны, а также количество КМС и МС4
  • тренер высшего спортивного мастерства: ориентирован на подготовку спортивного резерва для сборной страны и выступление в чемпионатах. Для тренера данного уровня критерием эффективности будет количество спортсменов МС и МСМК, спортсменов, переданных в сборные, а также результаты на международных турнирах;
  • тренер высших достижений: ориентирован на формирование сборных команд страны, достижение высших результатов. Основным критерием эффективности тренера здесь будут результаты на международных соревнованиях, рекорды.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot