Педагогическое общение как неотъемлемая часть педагогического процесса
Основой эффективной профессиональной деятельности преподавателя является педагогическое общение. Общение в педагогических целях с учащимися играет важную роль в личностном развитии ребенка и его социализации.
Для ученической среды характерна дифференциация: дети по-разному относятся к процессу обучения, у них различные цели и мотивация к учебе. Общение с детьми может усложняться разными объективными и субъективными факторами.
Педагогическое общение – это профессиональное общение учителя с обучающимися во время учебно-воспитательного процесса, направленное на оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимися внутри коллектива, формирование благоприятного психологического климата и характеризующееся определенными педагогическими функциями (В.А. Сластенин). Педагогическое общение является многоплановым процессом организации, развития взаимодействия и взаимопонимания, коммуникации между педагогами и детьми, определяемый целями и содержанием их деятельности.
Профессионально-педагогическое образование представляет собой систему различных приемов и методов, которые обеспечивают реализацию целей и задач педагогического процесса, а также направляют и организуют социально-психологическое взаимодействие учителя и учащихся (В.А. Канн-Калик).
Через педагогическое общение реализуются следующие стороны взаимодействия:
- интерактивная - организация взаимодействия;
- коммуникативная - обмен информацией между общающимися;
- перцептивная - установление взаимопонимания и восприятие друг друга партнерами по общению.
Компоненты педагогического общения
Оптимальное педагогическое общение слагают такие компоненты, как:
- Когнитивный компонент. Включает знание: структуры общения, закономерностей общения, особенностей реализации интерактивной, коммуникативной и перцептивной сторон общения; основных психолого-педагогических требований, отнесенных к организации педагогического и межличностного общения; методик исследования межличностных отношений и общения. Учитель обладает определенной информационной властью в области познания предмета общения, что позволяет продумать выход из трудной ситуации со всех сторон, обеспечить снижение ее напряжения и остроты.
- Регулятивный компонент. Подразумевает умение организовывать отношения с детьми и их взаимоотношения между собой в процессе совместной деятельности; умение передавать информацию, применяя весь арсенал коммуникативных методов, средств и приемов; понимание эмоционально-психологического состояния; способность объективно оценивать и адекватно воспринимать поведение и личностные качества учащихся; умение педагогически целесообразно и корректно воздействовать на партнеров по общению; способность управлять собственным развитием, поведением и психическим состоянием.
- Аффективный компонент. Отражает эмоциональное состояние, которое характеризует переживание и отношение, возникающее между партнерами по общению.
- Духовный компонент. Подразумевает совокупность духовного состояния и интеллектуальных способностей. Под духовными способностями понимают способность оценить, понять и отобразить другого в своем творчестве. Это интегральное проявление духовности и интеллекта личности. Духовно богатый преподаватель в процессе общения стремится принимать и понимать людей со всем их духовным содержанием. Духовные способности преподавателя присутствуют в каждой психической функции, а каждая психическая функция является моральной и интеллектуальной. Преподаватель видит, вспоминает, запоминает, принимает решения, мыслит и переживает через сферу духовности. Данное видение помогает постичь сущность педагогического явления.
Функции педагогического общения
Общение – сложнейшая и важнейшая составляющая профессиональной деятельности педагога. Модель, стиль и организация педагогического общения определяют результат преподавательской деятельности. Педагогическое общение содержит две стороны: невидимая составляющая общения – отношения – мотивы, чувства, потребности и интересы, то, что подталкивает к общению; видимая часть – взаимодействие – серия неречевых и речевых действий.
Функции педагогического общения:
- Установление межличностных отношений и познание личности. Только в процессе общения происходит оценка и восприятие одного человека другим.
- Обмен информацией. В процессе общения наблюдается процесс обмена интеллектуально-эмоциональной информацией, духовными и материальными ценностями.
- Организация деятельности и обмен ролями. Общение возможно только в процессе взаимодействия и совместной деятельности. Общение происходит через многочисленные социальные роли. Смена ролей приводит к научению социальному поведению, определенным шаблонам. Некоторые роли (учитель-ученик) объединены общими целями и задачами. Возможность обмена ролями приводит к раскрытию творческих способностей, к более глубокому пониманию «другого».
- Сопереживание. Обеспечивает умение поставить себя на место другого, понять его мотивы, чувства, потребности.
- Самоутверждение и самооценка. В процессе общения происходит осознание своей личностной значимости, своего «я», формирование перспектив развития своей личности и адекватной самооценки.
Понимание всех функций педагогического общения помогает преподавателю организовать урочную и внеурочную деятельность как единый, целостный процесс. При планировании учебно-воспитательной деятельности, организации совместной деятельности с учащимися, важно учитывать все функции. Необходимо скорректировать межличностные взаимоотношения, создать необходимые условия для самореализации и самовыражения.
Для реализации успешного педагогического общения необходимы такие личностные качества, как: память на события, интерес к собеседнику, непредвзятость и оптимизм, симпатия к человеку. Положительному и продуктивному общению способствуют: отсутствие подозрительности и тревожности, искренняя заинтересованность в другом человеке, улыбка, умение слушать и слышать.
Трудности, связанные с педагогическим общением: неумение создать контакт; трудности в управлении общением на уроке; непонимание внутренней психологической позиции ребенка; неспособность выстраивать отношения в зависимости от педагогических задач; трудности в передачи собственного отношения к материалу, сложности в речевом общении.