Конфликтогенные педагогические ситуации
Особенностью педагогического общения является его противоречивость, возможность конфликтных ситуаций и высокая конфликтность.
Конфликтность – это ситуация, при которой между людьми в процессе взаимодействия обостряются различные противоречия (межгрупповой и межличностный конфликт), противоречия между убеждениями, желаниями и действиями человека (внутри личностный конфликт).
Конфликт возникает, когда люди преследуют недостижимые или взаимоисключающие обеими сторонами цели, или, когда есть стремление реализовать в процессе взаимоотношений несовместимые нормы и ценности.
Потенциально конфликтогенные педагогические ситуации (М.М. Рыбаков):
- Ситуации деятельности. Возникают в процессе выполнения учащимися успеваемости, заданий, учебной и внеурочной деятельности. Например, учащийся отказывается выполнять то или иное задание по различным причинам: трудности в усвоении учебного материала, утомление, некорректное замечание педагога, невыполнение домашнего задания.
- Ситуации поведения. Возникают вследствие нарушения учащимися правил поведения. Данные ситуации становятся конфликтными, если педагог делает неверные выводы о поступке ученика или предъявляет завышенные требования к его поведению.
- Ситуации отношений. Возникают, если затрагивают интересы и эмоции учащихся и педагогов в процессе педагогической деятельности. Ситуация становится конфликтно, если вызывает негативные эмоции у ее участников, если межличностные отношения подменяют деловые, если даются неоправданно негативные оценки личностным качествам учащегося.
Педагогический конфликт представляет собой взаимодействие между педагогом и учащимся/ группой учащихся, возникающее вследствие наличия противоположных ценностей, норм, интересов. Любая конфликтная ситуация обязательно включает оппонентов, объект (право на контроль, денежная премия, призовое место, право на достоинство и т.д.), обостренные отношения между целями.
Конфликтная ситуация перерастает в конфликт, если возникает инцидент (происшествие, неприятный случай, внешний повод). Конфликт сопровождается сильными эмоциональными проявлениями и направлен на перестройку взаимоотношений.
Выделяют несколько этапов развития конфликта:
- возникновение объективных противоречий;
- осознание конфликтной ситуации;
- переход к конфликтным действиям;
- разрешение конфликта.
Педагогическая мудрость проявляется на этапе осознания ситуации. При эмоциональном конфликте важно, чтобы сработали механизмы психической защиты: понимание собеседника, мудрость, свобода выбора переживаний. Если присутствует объективное противоречие с наличием объекта конфликта, в котором присутствует воспитательный потенциал, важно оценивать ситуацию как конфликтную конструктивную и переходить к определенному конфликтному поведению.
Стили поведения в конфликте
В педагогическом общении присутствуют разные стили поведения в конфликте.
Конкуренция, или соперничество. Характерные проявления: отсутствует заинтересованность в сотрудничестве, человек пытается разрешить конфликт, опираясь на волевые решения, удовлетворяя собственные интересы в ущерб участникам конфликта. Способы реализации: демонстрация обиды; стремление доказать, что другой неправ; стремление перекричать; применение физической силы; требование подчинения; неприятие явного отказа; обращение за помощью к союзникам; стремление другого перехитрить.
Стиль соперничества эффективен, если человек:
- обладает достаточным авторитетом в вопросах принятия решения или наделен реальной властью;
- уверен, что в данной ситуации это является наиболее верным и правильным решением;
- делает большую ставку на решение проблемы;
- знает, что иного выхода нет;
- находится в критической ситуации, требующей очень быстрого реагирования;
- должен принять непопулярное решение.
Стиль уклонение. Характеризуется уходом от конфликта без попытки его решения, отсутствием сотрудничества для разрешения конфликта. Способы реализации: переключение внимания, смена темы, молчание, обиженный уход или демонстративное удаление, игнорирование, индифферентное отношение, переход на деловые отношения, полный отказ от деловых или дружественных отношений с провинившейся стороной.
Стиль уклонения приемлем, если человек: не хочет тратить силы на разрешение конфликта, находится в безвыходной ситуации, чувствует себя неправым, для решения проблемы нет необходимой информации.
Стиль приспособления. Характеризуется совместными действиями, без отстаивания своих интересов. Такой стиль приемлем, если: есть понимание, что нельзя выиграть ситуацию из-за проявлений малой власти, есть желание сохранить добрые отношения с соперником; один из участников конфликта понимает, что не прав.
Стиль компромисс. Характеризует частичное удовлетворение всех сторон путем взаимных уступок. Способы реализации: выяснение точек совпадения интересов, прояснение желаний и интересов обеих сторон, выслушивание предложений противоположной стороны, выработка способов взаимных уступок. Такой стиль наиболее эффективен, если: стороны конфликта имеют взаимоисключающие интересы, обладают одинаковой властью, необходимо быстро получить решение, может устроить кратковременное решение, иные подходы в решении проблемы оказались неэффективными.
Сотрудничество. Характеризуется активным участием всех сторон в разрешении конфликта, поиск общих интересов. Способы реализации: поиск нужд и скрытых интересов для удовлетворения желаний всех сторон, поиск обоюдовыгодного результата, совместный поиск альтернативных решений, выработка компромиссов. Стиль наиболее эффективен, если: решение проблемы важно для всех сторон, стороны имеют противоположные цели и скрытые нужды и сложно определить источник конфликта, длительные и тесные взаимоотношения и др.
Пути решения конфликтов в педагогическом общении
Для успешного разрешения конфликтов в педагогическом коллективе необходимо учитывать некоторые положения:
- принять и понять неизбежность конфликтных ситуаций в педагогической деятельности;
- важно определять наиболее вероятные конфликтные ситуации и вовремя прорабатывать пути их решения;
- осознать причины конфликтных ситуаций, необходимость овладения способами их разрешения;
- профессиональная ответственность за педагогически правильное разрешение конфликтов лежит на педагоге;
- различия в жизненном опыте и возрасте участников конфликта определяет их разное поведение;
- профессиональная позиция педагога в конфликте ставит его на приоритетные позиции в разрешении конфликта;
- всякая ошибка педагога ведет к порождению новых конфликтных ситуаций.