Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конфликты в педагогическом общении

Конфликтогенные педагогические ситуации

Особенностью педагогического общения является его противоречивость, возможность конфликтных ситуаций и высокая конфликтность.

Конфликтность – это ситуация, при которой между людьми в процессе взаимодействия обостряются различные противоречия (межгрупповой и межличностный конфликт), противоречия между убеждениями, желаниями и действиями человека (внутри личностный конфликт).

Конфликт возникает, когда люди преследуют недостижимые или взаимоисключающие обеими сторонами цели, или, когда есть стремление реализовать в процессе взаимоотношений несовместимые нормы и ценности.

Потенциально конфликтогенные педагогические ситуации (М.М. Рыбаков):

  1. Ситуации деятельности. Возникают в процессе выполнения учащимися успеваемости, заданий, учебной и внеурочной деятельности. Например, учащийся отказывается выполнять то или иное задание по различным причинам: трудности в усвоении учебного материала, утомление, некорректное замечание педагога, невыполнение домашнего задания.
  2. Ситуации поведения. Возникают вследствие нарушения учащимися правил поведения. Данные ситуации становятся конфликтными, если педагог делает неверные выводы о поступке ученика или предъявляет завышенные требования к его поведению.
  3. Ситуации отношений. Возникают, если затрагивают интересы и эмоции учащихся и педагогов в процессе педагогической деятельности. Ситуация становится конфликтно, если вызывает негативные эмоции у ее участников, если межличностные отношения подменяют деловые, если даются неоправданно негативные оценки личностным качествам учащегося.
Замечание 1

Педагогический конфликт представляет собой взаимодействие между педагогом и учащимся/ группой учащихся, возникающее вследствие наличия противоположных ценностей, норм, интересов. Любая конфликтная ситуация обязательно включает оппонентов, объект (право на контроль, денежная премия, призовое место, право на достоинство и т.д.), обостренные отношения между целями.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт, если возникает инцидент (происшествие, неприятный случай, внешний повод). Конфликт сопровождается сильными эмоциональными проявлениями и направлен на перестройку взаимоотношений.

Выделяют несколько этапов развития конфликта:

  • возникновение объективных противоречий;
  • осознание конфликтной ситуации;
  • переход к конфликтным действиям;
  • разрешение конфликта.

Педагогическая мудрость проявляется на этапе осознания ситуации. При эмоциональном конфликте важно, чтобы сработали механизмы психической защиты: понимание собеседника, мудрость, свобода выбора переживаний. Если присутствует объективное противоречие с наличием объекта конфликта, в котором присутствует воспитательный потенциал, важно оценивать ситуацию как конфликтную конструктивную и переходить к определенному конфликтному поведению.

«Конфликты в педагогическом общении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Стили поведения в конфликте

В педагогическом общении присутствуют разные стили поведения в конфликте.

Конкуренция, или соперничество. Характерные проявления: отсутствует заинтересованность в сотрудничестве, человек пытается разрешить конфликт, опираясь на волевые решения, удовлетворяя собственные интересы в ущерб участникам конфликта. Способы реализации: демонстрация обиды; стремление доказать, что другой неправ; стремление перекричать; применение физической силы; требование подчинения; неприятие явного отказа; обращение за помощью к союзникам; стремление другого перехитрить.

Стиль соперничества эффективен, если человек:

  • обладает достаточным авторитетом в вопросах принятия решения или наделен реальной властью;
  • уверен, что в данной ситуации это является наиболее верным и правильным решением;
  • делает большую ставку на решение проблемы;
  • знает, что иного выхода нет;
  • находится в критической ситуации, требующей очень быстрого реагирования;
  • должен принять непопулярное решение.

Стиль уклонение. Характеризуется уходом от конфликта без попытки его решения, отсутствием сотрудничества для разрешения конфликта. Способы реализации: переключение внимания, смена темы, молчание, обиженный уход или демонстративное удаление, игнорирование, индифферентное отношение, переход на деловые отношения, полный отказ от деловых или дружественных отношений с провинившейся стороной.

Стиль уклонения приемлем, если человек: не хочет тратить силы на разрешение конфликта, находится в безвыходной ситуации, чувствует себя неправым, для решения проблемы нет необходимой информации.

Стиль приспособления. Характеризуется совместными действиями, без отстаивания своих интересов. Такой стиль приемлем, если: есть понимание, что нельзя выиграть ситуацию из-за проявлений малой власти, есть желание сохранить добрые отношения с соперником; один из участников конфликта понимает, что не прав.

Стиль компромисс. Характеризует частичное удовлетворение всех сторон путем взаимных уступок. Способы реализации: выяснение точек совпадения интересов, прояснение желаний и интересов обеих сторон, выслушивание предложений противоположной стороны, выработка способов взаимных уступок. Такой стиль наиболее эффективен, если: стороны конфликта имеют взаимоисключающие интересы, обладают одинаковой властью, необходимо быстро получить решение, может устроить кратковременное решение, иные подходы в решении проблемы оказались неэффективными.

Сотрудничество. Характеризуется активным участием всех сторон в разрешении конфликта, поиск общих интересов. Способы реализации: поиск нужд и скрытых интересов для удовлетворения желаний всех сторон, поиск обоюдовыгодного результата, совместный поиск альтернативных решений, выработка компромиссов. Стиль наиболее эффективен, если: решение проблемы важно для всех сторон, стороны имеют противоположные цели и скрытые нужды и сложно определить источник конфликта, длительные и тесные взаимоотношения и др.

Пути решения конфликтов в педагогическом общении

Для успешного разрешения конфликтов в педагогическом коллективе необходимо учитывать некоторые положения:

  • принять и понять неизбежность конфликтных ситуаций в педагогической деятельности;
  • важно определять наиболее вероятные конфликтные ситуации и вовремя прорабатывать пути их решения;
  • осознать причины конфликтных ситуаций, необходимость овладения способами их разрешения;
  • профессиональная ответственность за педагогически правильное разрешение конфликтов лежит на педагоге;
  • различия в жизненном опыте и возрасте участников конфликта определяет их разное поведение;
  • профессиональная позиция педагога в конфликте ставит его на приоритетные позиции в разрешении конфликта;
  • всякая ошибка педагога ведет к порождению новых конфликтных ситуаций.
Дата последнего обновления статьи: 28.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot