Понятие педагогического общения
Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с детьми, в рамках педагогического процесса.
Педагогическое общение развивается в двух направлениях:
- организация взаимоотношений с учениками (воспитанниками);
- осуществление управления общением в детском коллективе.
Общение является сложным и многоплановым процессом по установлению и развитию контактов между людьми. Процесс общения порожден потребностями в совместной деятельности и включает в себя не только обмен информацией, но и выработку общей стратегии взаимодействия, понимания и восприятия другого человека.
В общении личность реализует свои потребности, стремления реализации себя как члена общества, удовлетворении партнерских и организаторских качеств, определение собственной социальной роли.
Структура педагогического общения
Педагогическое общение имеет следующую структуру:
- Коммуникативная сторона – осуществление обмена информацией между субъектами общения, являющимися участниками воспитательно-образовательного процесса.
- Интерактивная сторона – построение общей стратегии взаимодействия между педагогом и детьми, направленной на обмен информацией и фактами, организация общей деятельности. Выделяют два вида взаимодействия: «кооперация - сотрудничество» и «конкуренция – соперничество».
- Перцептивная сторона – представлена восприятием, пониманием, изучением и оценкой партнера по общению.
Педагогическое общение является одним из элементов метода обучения и воспитания, представляя собой способ организации и управления педагогического процесса. В связи с этим педагогическое общение выполняет следующие функции:
- информационную
- самопрезентативную
- интерактивную
- аффективную
- социально-перцептивную
Реализация педагогического общения осуществляется посредством вербальных и невербальных средств.
Важное значение, для продуктивности педагогического общения, имеют личные качества педагога:
- наличие необходимых знаний психологии человека и ребенка;
- четкая социальная установка;
- безусловное принятие ребенка (опирается на принцип предвосхищающего уважения);
- развитость таких качеств как внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение, интуиция;
- воспитанность эмоциональной сферы, предполагающая умение сочувствовать и сопереживать;
- личностные черты и индивидуальные психологические особенности, определяющие линию поведения педагога при общении с другими участниками образовательного процесса;
- самооценка, самопознания и педагогическая рефлексия;
- развитость коммуникативных умений и навыков (умение выступать перед публикой, владение техникой речи, словарный запас и т.д.);
- наличие педагогической интуиции.
Стили педагогического общения
Большое значение на развитие личности ребенка, его отношение к педагогическому процессу и в целом личностное отношение к образовательному учреждению, зависит от стилей педагогического общения.
Стиль педагогического общения – методы и приемы взаимодействия воспитательного характера, проявляющиеся в наборе требования и ожиданий соответствующего поведения учащегося (воспитанника).
Стиль педагогического общения воплощается в организации деятельности и реализации взаимоотношений с детьми. Традиционно выделяют три основных стиля педагогического общения.
Демократический стиль педагогического общения.
Данный стиль педагогического общения признан одним из наиболее эффективных стилей общения и взаимодействия между детьми и педагогами. Его характерными чертами являются:
- взаимодействие с детьми устанавливается на основании взаимного доверия и уважения;
- педагог выстраивает положительное эмоциональное взаимодействие с каждым ребенком;
- в процессе общения и взаимодействия педагог не подавляет детей своим личным авторитетом, возможностью наказания;
- наличие обратной связи с детьми, умение признавать и осознавать свои ошибки.
Педагог, использующий демократический стиль общения, нацелен на стимуляцию активной познавательной деятельности, мотивации на обучение, развитие дружеских взаимоотношений между детьми. В целом педагогический стиль общения создает дружеские взаимоотношения между педагогом и детьми, вызывает только положительные эмоции и развивает уверенность в себе как в личности.
Авторитарный стиль педагогического общения.
В отличие от демократического стиля общения, педагоги, использующие авторитарный стиль, отмечаются ярко выраженными установками и избирательностью в отношениях с детьми. Авторитарные педагоги используют в процессе взаимодействия с детьми такие методы как наказание, отрицательные оценки, строгость в общении, ограничения и т.п. Они ожидают от детей беспрекословного подчинения и послушания.
Авторитарный стиль педагогического общения зачастую является одной из причин конфликтов между педагогом и детьми, возникновению недоброжелательности в отношения. Особенно это актуально с детьми подросткового возраста, которые в отличие от дошкольников и детей начальных классов не желают подчиняться и стараются сделать все наперекор. Педагог в свою очередь не идет на компромиссы и уступки, не выстраивает с детьми эмоционально положительных и доверительных отношений, он «напирает» на детей своим авторитетом и мнением, тем самым создаются неблагоприятные условия по воспитанию и обучению. У детей отмечается снижение мотивации на обучения, желания посещать образовательное учреждение.
Либеральный стиль педагогического общения.
Данный стиль педагогического общения основан на безынициативности, безответственности и непоследовательности в принимаемых решениях и действиях со стороны педагога. Зачастую либеральные педагоги не могут принять нужного решения в сложной ситуации и, по сути, плывут по «течению». Основой их поведения является настроение. Педагог не оценивает знания детей по существу, он ставит оценки в зависимости от своего настроения и желания.
Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей. Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.