Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогическое общение

Понятие педагогического общения

Определение 1

Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с детьми, в рамках педагогического процесса.

Педагогическое общение развивается в двух направлениях:

  • организация взаимоотношений с учениками (воспитанниками);
  • осуществление управления общением в детском коллективе.

Общение является сложным и многоплановым процессом по установлению и развитию контактов между людьми. Процесс общения порожден потребностями в совместной деятельности и включает в себя не только обмен информацией, но и выработку общей стратегии взаимодействия, понимания и восприятия другого человека.

В общении личность реализует свои потребности, стремления реализации себя как члена общества, удовлетворении партнерских и организаторских качеств, определение собственной социальной роли.

Структура педагогического общения

Педагогическое общение имеет следующую структуру:

  1. Коммуникативная сторона – осуществление обмена информацией между субъектами общения, являющимися участниками воспитательно-образовательного процесса.
  2. Интерактивная сторона – построение общей стратегии взаимодействия между педагогом и детьми, направленной на обмен информацией и фактами, организация общей деятельности. Выделяют два вида взаимодействия: «кооперация - сотрудничество» и «конкуренция – соперничество».
  3. Перцептивная сторона – представлена восприятием, пониманием, изучением и оценкой партнера по общению.

Педагогическое общение является одним из элементов метода обучения и воспитания, представляя собой способ организации и управления педагогического процесса. В связи с этим педагогическое общение выполняет следующие функции:

  • информационную
  • самопрезентативную
  • интерактивную
  • аффективную
  • социально-перцептивную
Замечание 1

Реализация педагогического общения осуществляется посредством вербальных и невербальных средств.

«Педагогическое общение» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Важное значение, для продуктивности педагогического общения, имеют личные качества педагога:

  • наличие необходимых знаний психологии человека и ребенка;
  • четкая социальная установка;
  • безусловное принятие ребенка (опирается на принцип предвосхищающего уважения);
  • развитость таких качеств как внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение, интуиция;
  • воспитанность эмоциональной сферы, предполагающая умение сочувствовать и сопереживать;
  • личностные черты и индивидуальные психологические особенности, определяющие линию поведения педагога при общении с другими участниками образовательного процесса;
  • самооценка, самопознания и педагогическая рефлексия;
  • развитость коммуникативных умений и навыков (умение выступать перед публикой, владение техникой речи, словарный запас и т.д.);
  • наличие педагогической интуиции.

Стили педагогического общения

Большое значение на развитие личности ребенка, его отношение к педагогическому процессу и в целом личностное отношение к образовательному учреждению, зависит от стилей педагогического общения.

Замечание 2

Стиль педагогического общения – методы и приемы взаимодействия воспитательного характера, проявляющиеся в наборе требования и ожиданий соответствующего поведения учащегося (воспитанника).

Стиль педагогического общения воплощается в организации деятельности и реализации взаимоотношений с детьми. Традиционно выделяют три основных стиля педагогического общения.

Демократический стиль педагогического общения.

Данный стиль педагогического общения признан одним из наиболее эффективных стилей общения и взаимодействия между детьми и педагогами. Его характерными чертами являются:

  • взаимодействие с детьми устанавливается на основании взаимного доверия и уважения;
  • педагог выстраивает положительное эмоциональное взаимодействие с каждым ребенком;
  • в процессе общения и взаимодействия педагог не подавляет детей своим личным авторитетом, возможностью наказания;
  • наличие обратной связи с детьми, умение признавать и осознавать свои ошибки.

Педагог, использующий демократический стиль общения, нацелен на стимуляцию активной познавательной деятельности, мотивации на обучение, развитие дружеских взаимоотношений между детьми. В целом педагогический стиль общения создает дружеские взаимоотношения между педагогом и детьми, вызывает только положительные эмоции и развивает уверенность в себе как в личности.

Авторитарный стиль педагогического общения.

В отличие от демократического стиля общения, педагоги, использующие авторитарный стиль, отмечаются ярко выраженными установками и избирательностью в отношениях с детьми. Авторитарные педагоги используют в процессе взаимодействия с детьми такие методы как наказание, отрицательные оценки, строгость в общении, ограничения и т.п. Они ожидают от детей беспрекословного подчинения и послушания.

Авторитарный стиль педагогического общения зачастую является одной из причин конфликтов между педагогом и детьми, возникновению недоброжелательности в отношения. Особенно это актуально с детьми подросткового возраста, которые в отличие от дошкольников и детей начальных классов не желают подчиняться и стараются сделать все наперекор. Педагог в свою очередь не идет на компромиссы и уступки, не выстраивает с детьми эмоционально положительных и доверительных отношений, он «напирает» на детей своим авторитетом и мнением, тем самым создаются неблагоприятные условия по воспитанию и обучению. У детей отмечается снижение мотивации на обучения, желания посещать образовательное учреждение.

Либеральный стиль педагогического общения.

Данный стиль педагогического общения основан на безынициативности, безответственности и непоследовательности в принимаемых решениях и действиях со стороны педагога. Зачастую либеральные педагоги не могут принять нужного решения в сложной ситуации и, по сути, плывут по «течению». Основой их поведения является настроение. Педагог не оценивает знания детей по существу, он ставит оценки в зависимости от своего настроения и желания.

Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей. Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.

Дата последнего обновления статьи: 18.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot