Кейс-метод в образовании
Педагогический кейс – это изложение конкретной ситуации в практической деятельности педагога, описание процесса возникновения и развития той или иной проблемы или конфликта. Кейс содержит подробное описание деталей произошедшего события, характеристики каждого участника, суть проблемы и возможные действия, направленные на ее разрешение с оценкой эффективности каждого из них.
Впервые кейс-метод был применен в 1870 году деканом юридического факультета Гарвардского университета, профессором права Христофором Колумбом Лэнгделлом.
Он стремился приблизить академическую подготовку студентов к области их будущей профессиональной деятельности и заменил традиционные лекции, на обсуждение реальных случаев из юридической практики. Профессор просил студентов заранее готовиться к занятиям путем изучения объемных папок с документами.
Данный опыт признали на факультете успешным и перспективным и стали использовать его в дальнейшей работе.
К 1915 году кейсы уже применяли в работе некоторых юридических вузов США. К 1920 году некоторые последователи Лэнгделла начали использовать метод кейсов не только в преподавании права, но и медицины, и делового администрирования. Но для широкого круга специалистов данный метод все еще оставался неизвестным.
В 20-х годах ХХ века кейс-метод был внедрен в работу Гарвардской школы бизнеса. В это время в Гарварде были изданы первые сборники кейсов в сфере менеджмента, в связи с чем во многих исследованиях по истории создания кейс-метода именно этот период связывают с его возникновением.
В нашей стране впервые об «американском методе казусов» услышали на конференции преподавателей экономических дисциплин в советской партшколе в 1926 году. При этом до конца 70-х годов ХХ века данный метод не применялся в российском образовании. В 80-х годах с интенсивным развитием экономики, менеджмента, с появлением западной переводной литературой, интерес к кейс-методу стал возрастать.
Применением кейс-методов в обучении предполагается интенсивное взаимодействие преподавателя с учащимися, а также учащихся между собой в группе, в результате чего будет осуществлено моделирование процесса принятия решений в профессиональной деятельности.
В образовании применяют разнообразные формы представления кейса, и менно:
- текстовые;
- видео-презентации;
- ситуационно-моделирующие игры;
- комбинированные.
В текстовых формах объем кейсов может варьировать от 2 до 30 страниц машинопечатного текста.
Видео-презентации могут выступать как самостоятельное представление конкретной проблемной ситуации, а также дополнением к текстовому кейсу.
Ситуационно-моделирующие игры организуются и проводятся преподавателями в аудитории студентов на основании сценария, который составлен в соответствии с кейсом.
Комбинированной формой предполагается использование в ходе работы над кейсом разных способов представлений кейса.
Принципы реализации метода кейсов в образовании
К основным принципам кейс-метода относят:
- ведущая роль преподавателя при обсуждении каждой конкретной ситуации;
- интенсивное взаимодействие преподавателя с обучающимися, а также обучающихся между собой;
- акцентирование на анализе деталей, которые содержатся в описываемой ситуации;
- моделирование процесса принятия решений в каждой конкретной области;
- разработка специальных учебных кейсов с целью обсуждения их внутри группы;
- использование кейсов в качестве иллюстративного материала.
Основные направления применения кейсов в образовании
В образовании кейсы могут использоваться в следующих ситуациях:
- использование описаний конкретных проблемных ситуаций, предлагаемых ученикам для анализа и оценки уровня их подготовки к принятию решений в каких-либо конкретных областях;
- использование кейсов в качестве средств выражения обучающимися актуальных для него проблем, которые могут возникать в практической деятельности, а также проработка этих проблем с ним, с целью оказания помощи;
- использование кейсов, разработанных обучающимися, чтобы организовать групповую дискуссию, направленную на предупреждение возникновения похожих проблем у других, а также чтобы стимулировать интеллектуальную активность;
- использование специально разработанных педагогических кейсов, чтобы обсуждать их на практических занятиях, чтобы развивать у педагогов профессиональные компетенции;
- применение учебных кейсов в качестве средств связи теории и практики;
- разработка на основании кейсов имитационно-моделирующих игр, чтобы воссоздавать в учебной аудитории в наиболее яркой и образной форме конкретные условия, психологическую атмосферу процесса принятия решений в конкретной ситуации, осуществлять тренинг по формированию необходимого объема умений и навыков.
Структура педагогического кейса
Педагогический кейс включает следующие структурные элементы:
- описание ситуации, которая сложилась к моменту возникновения той или иной проблемы или конфликта в данном учебном заведении. Характеристика участников рассматриваемой проблемной ситуации, специфика образовательного учреждения, учебной группы, педагогического коллектива, сложившейся системы отношений, а также психологической атмосферы;
- подробное изложение сути проблемы с характеристикой действий участников ситуации. Общение участников может представлено в диалогической форме;
- решения, к реализации которых стремился педагог при поиске выхода из сложившейся ситуации и предпринятые им для этого действия. Учителем оценивается эффективность принятых решений, а также он отмечает последствия их реализации;
- характеристика дальнейшего развития ситуации, представление изменений, произошедших во взглядах и характере отношений участников ситуации, а также в организации образовательной деятельности, мотивационной составляющей учебной и преподавательской деятельности и пр.;
- формулирование выводов, касающихся действенности принятых мер, степени разрешения проблемы или конфликта, необходимости осуществлять дополнительные действия и корректировать принятые решения;
- рассматривание возможных альтернативных способов разрешения проблемных ситуаций;
- составление перечня вопросов, которые все еще актуальны для педагога в рассматриваемой ситуации.