Основы формирования педагогического интереса учителя
Педагогический интерес – это проявление заинтересованности к профессиональной сфере деятельности, реализуемое в форме эмоциональной заинтересованности в овладении основами педагогической деятельности и реализации своих склонностей, потребностей и интересов в ней.
Интерес к педагогической профессии – ведущий мотивационный фактор профессионального развития педагога и успешной реализации его профессиональной деятельности.
Интерес является двигателем профессионального прогресса и двигателем развития педагогической деятельности в целом.
Педагогический интерес может быть сформирован еще на этапе профессиональной ориентации педагога и требует своего поддержания и развития в период профессионального обучения и первых шагов профессиональной деятельности.
Педагогический интерес учителя проявляется в:
- Положительном эмоциональном отношении к детям разных возрастов;
- Положительном эмоциональном отношении к родителям учащихся и воспитанников;
- Положительном эмоциональном отношении к особенностям педагогической деятельности;
- Положительном эмоциональном отношении к конкретным видам педагогической деятельности;
- Стремлении к освоению основ профессиональной деятельности, непрерывному расширению и углублению педагогических знаний и навыков деятельности.
Педагогический интерес формируется и развивается непрерывно. Его удовлетворение не может вести к угасанию данного интереса. Напротив, происходит его активный рост и развитие, стремление к расширению границ педагогического познания. Новые интересы требуют активизации своих познавательных сил и перехода познавательной активности на новый уровень.
Педагогический интерес отражается в своей интенсивности проявления и длительности сохранения.
В основе развития педагогического интереса лежит любовь к педагогическому процессу. Это может быть любовь к преподавательской деятельности, к учащимся, к процессу взаимодействия с ними, к конкретной дисциплине, которую преподает педагог, к научным педагогическим знаниям. Именно любовь движет педагогическим интересом.
Чтобы педагогический интерес развивался и выступал движущей силой профессионального развития педагога, требуется его ориентация в научной области знаний конкретного направления, навыки решения разнородных педагогических задач, организаторские способности построения педагогического процесса, а также непрерывное познание, расширение своего педагогического опыта деятельности, освоение передового педагогического опыта, новых исследований, открытий, перспектив развития конкретной научной области и педагогической деятельности.
Педагогический интерес является составным компонентом призвания учителя. Он лежит в основе желания педагога заниматься своей профессиональной деятельностью и отражает его стремление к ее качественному исполнению, дает эмоциональный отзыв профессиональной деятельности. При этом, между педагогическим интересом учителя и его призванием имеются кардинальные отличия. Они работают сообща и обуславливают продуктивность профессиональной деятельности педагога, но не являются идентичными факторами профессионального роста и развития педагога.
Основы формирования педагогического призвания учителя
Педагогическое призвание – это склонность к реализации профессиональной педагогической деятельности, формируемая, исходя из сознательного отношения к профессии, осознанного рассмотрения и анализа своих педагогических способностей.
В отличие от педагогического интереса, который обусловлен чувственной потребностью в реализации педагогической деятельности, педагогическое призвание носит сознательный характер. Оно носит субъективный характер переживания призвания. Будущий педагог осознает, что у него имеются склонности к преподаванию, развитые педагогические способности и возможности развития в данной сфере деятельности, иными словами, имеются природные задатки будущего учителя, но они требуют раскрытия, которое должно сопровождаться интересом к педагогической деятельности.
Профессиональная деятельность педагога не может быть полностью обусловлена его природными задатками. Понимание своего призвание приходит только в ходе реализации профессиональной деятельности и обязательного наличия ее эмоционального восприятия, эмоционального отношения к своим профессиональным функциям.
В основе развития призвания учителя лежат:
- Увлеченность педагогической деятельностью;
- Убежденность педагога /будущего педагога наличием у него потенциала заниматься данным видом профессиональной деятельности, наличием способностей к ней и возможностей качественного выполнения своих профессиональных функций.
Педагогическое призвание учителя формируется в ходе формирования его педагогического опыта профессиональной деятельности. Педагог формирует систему педагогических знаний и навыков, расширяет ее, по мере получения опыта профессиональной деятельности, участия в педагогических исследованиях. Это позволяет выработать адекватную самооценку своей профессиональной деятельности, оценить свои способности и профессиональные возможности, так сказать «профессиональную пригодность». Если у педагога не имеется достаточного количества педагогических знаний – теоретических и практических, отсутствует осознанное отношение к выполнению своих профессиональных функций и не имеется понимания специфики своей профессиональной деятельности, ее социального значения, то говорить о наличии педагогического призвания неактуально. По сути, имеет место быть профессиональная непригодность. Однако, если имеется педагогический интерес, то он даст толчок формированию системы педагогических знаний и навыков деятельности и позволит развить профессиональную педагогическую ориентацию будущего педагога.
Педагогическое призвание, как и педагогический интерес, связано с наличием у будущего педагога чувств любви к профессии, к детям. Именно любовь помогает сформировать профессионально-педагогическую направленность учителя.