Понятие и структура авторитета тренера
Авторитет тренера – это профессиональная позиция педагога, дающая ему право оказывать воздействие на развитие воспитанников, создавать свое направление деятельности в воспитании и физическом развитии учащихся.
Авторитет тренера необходимо завоевать. Он не является каким-то признаком, который присущ педагогу, исходя из его профессионального статуса. Авторитет требует приложения трудовых усилий, наличия профессиональных навыков и личностных качеств.
Рисунок 1. Авторитет тренера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Авторитет тренера-педагога складывается из следующих компонентов:
- Демократический стиль общения. Если педагог строит с учащимися субъект-субъектные коммуникативные связи, устанавливает систему равноправных взаимоотношений между собой и детьми, дает им свободу в выражении своего мнения, своих желаний и потребностей, то его стиль общения именуется демократическим. Такой стиль является оптимальным вариантом построения взаимоотношений между педагогом и учащимися.
- Наличие эмпатии. Эмпатия – это способность педагога к сочувствию и сопереживанию другому человеку. Тренеру необходимо уметь чувствовать, понимать настроение и воспринимать переживания учащихся, помогая им справиться с ними.
- Наличие позитивной «Я-концепции». Педагог-тренер должен быть уверен в себе и своих силах, тренерских и педагогических навыках. Это обеспечивает ему возможность внушения детям значимости физического развития и формирования физических навыков.
- Стремление к саморазвитию и совершенствованию. Тренер должен понимать, что он не всемогущ. Он не знает всего и сразу, особенно в условиях непрерывно развивающегося общества. Поэтому, тренеру необходимо постоянно совершенствовать свои физические навыки, знания по психологии, чтобы строить успешные взаимоотношения с учащимися, осваивать новые методы физического развития учащихся и технологии тренерской деятельности.
- Обладание эрудированностью. Тренер должен обладать всесторонними знаниями и навыками, а не ограничиваться только своей областью профессиональной деятельности. Тогда, его личность будет притягивать учащихся и у них будет развиваться уважение к нему.
- Общая культура. Тренеру необходимо обладать навыками общей культуры и культурой профессионального поведения педагогов. Ее отсутствие влечет за собой отрицательное воздействие на общее развитие учащихся, поскольку детям подается негативный пример.
- Наличие профессиональной компетентности. Педагогу необходимо обладать полноценными профессиональными навыками для выполнения своих функций и задач в образовании. Компетентность тренера включает в себя совокупность знаний, навыков, личностных качеств и параметров физического развития, позволяющих успешно выполнять свои образовательные функции.
- Наличие таких личностных свойств, как справедливость и доброта. Педагог – тренер должен оценивать физические достижения учащихся честно и справедливо. Необходимо проявлять доброжелательность, особенно к неуспехам и трудностям детей в физических направлениях деятельности. отношение ко всем учащимся должно быть объективным.
- Добросовестное отношение к труду. Физическое развитие является сложным процессом, в ходе которого происходит приложение трудовых усилий. Тренеру необходимо демонстрировать учащимся, что он не боится труда и требует того же от учащихся.
Авторитет тренера является необходимым условиям эффективности его руководства спортивной деятельностью. Авторитет дает ему доверие учащихся, а это выступает важным условием построения плодотворного сотрудничества.
Рисунок 2. Факторы, обусловливающие авторитет тренера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Авторитет тренеру-преподавателю завоевать достаточно сложно. Однако, это вполне возможно, если педагог действует естественно, основывая свои действия на собственной профессиональной и жизненной позиции. Действия тренера не должны расходится с его словами. В своей работе необходимо проявлять бескомпромиссность, любить ее и ценить.
Авторитет тренеру необходим для того, чтобы он мог оказывать воздействие на всестороннее развитие учащихся, формирование их физических и иных качеств, необходимых им в бытовой, будущей профессиональной и иных направлениях деятельности.
Принципы формирования авторитета тренера
Авторитет тренера складывается на основании ряда принципов поведения тренера:
- Принцип понимания своего воспитанника и любви к нему. Тренеру необходимо относится к каждому учащемуся, как к индивидуальности. Нельзя требовать от ребенка больше того, на что он способен. Его физическая деятельность может быть ограничена возможностями его организма.
- Принцип защиты интересов каждого учащегося. Тренер должен ориентироваться на защиту интересов каждого своего учащегося. Нельзя создавать «любимчиков» и действовать только в их интересах.
- Принцип заботы. В ходе воспитания физических качеств, необходимо проявлять заботу о каждом учащемся. Необходимо выяснить состояние здоровье каждого ребенка, сформировав систему взаимодействия с его семьей.
- Принцип терпимости. Выдержки тренера должно хватать на проявления тактичности по отношению к физическим навыкам каждого ребенка и терпимости при их формировании. Тренеру нельзя повышать голос, выходить из себя. Выдержка должна сопутствовать любому направлению его воспитательной работы.
- Принцип самообладания. Тренеру необходимо держать себя в руках, проявлять осторожность при общении с ребенком, выслушивать его проблемы и трудности.
- Принцип позитивности. Тренер должен обладать развитым чувством юмора, уметь разряжать обстановку, превращать конфуз в шутку, делать любое замечание в шутливой, добродушной форме.
- Принцип прощения. От педагога требуется прощать учащихся за совершение ошибок, тем более случайных, за баловство на занятии.
Соблюдение таких принципов в работе тренера-педагога позволяет сохранить его нервную систему здоровой, а учащимся сформировать навыки корректного, спокойного разрешения любой сложной ситуации.
Тренеру необходимо уметь признавать свои ошибки и предоставлять право воспитанникам на критику своих действий. Это не только помогает в поднятии авторитета тренера, но и способствует его развитию и совершенствованию своих тренерских качеств.