Религиозно-нравственные основы воспитания
Педагогика – это научная дисциплина, занимающаяся вопросами воспитания, обучения, образования человека, выявляющая и изучающая закономерности педагогического процесса, а также условия становления и развития личности.
Нравственно-религиозное учение Л.Н. Толстого было построено на идее непротивления злу через насилие, стремление распространить добро в мире каждым человеком. Им была предложена идея нравственной революции, основа которой – тезис о свободном самоулучшении личности. Он стремился доказать, что духовных ненасильственный переворот может произойти в человеке со скоростью революционного переворота. Задача педагогики состоит, по его мнению, в изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к едино цели, а также тех условий, которые могут препятствовать такому совпадению.
Условия нравственного воспитания:
- развивать наблюдательность;
- развивать способность самостоятельного мышления и глубоких чувств;
- развивать свободную детскую активность и детское творчество;
- уважать ребенка как личность;
- протестовать против угнетения детей;
- уважать к детским недостаткам;
- приобщать ребенка к религиозным началам.
Теория свободного воспитания
Базируясь на мыслях Ж.-Ж. Руссо, касающихся идеальной природы ребенка, которая портится несовершенным обществом и взрослыми с их фальшивой культурой. Толстой Л.Н. утверждал, что учителя не могут воспитывать детей в духе принятых принципов. Основой образования должна служить свобода выбора учащихся – чему и как они хотят учиться. Дело учителя – следовать и развивать детскую природу. Данная идея отразилась в педагогических работах Л.Н. Толстого и его учебных книгах для начальной школы.
Яснополянская школа
Яснополянская школа является примером оригинальной педагогической попытки: во время безграничного преклонения перед новейшей тогда немецкой педагогикой. Толстой решительно протестовал любой регламентации и дисциплине в школе. Все в преподавании должно быть индивидуально – и учитель, и ученик, и их взаимоотношения. Все Ясной поляне дети сидели, как им было удобно. Не было никакой определенной программы преподавания. Единственной задачей учителя было заинтересовать класс. Толстой вел занятия самостоятельно, с помощью нескольких постоянных учителей и нескольких случайных из круга ближайших знакомых.
Образование
Образование представлено свободным соотношением людей, из которых один преподносит знания, а второй свободно их воспринимает. Главная задача обучения и воспитания по Толстому – развивать творческое мышление, утверждая при этом необходимость полноценного научного образования. Но самым важным в образовании Толстой Л.Н. считал необходимость соблюдать условия свободы воспитания и обучения на основании религиозно-нравственного учения. Он считал, что образование должно быть плодотворным, то есть, должно содействовать движению человека и всего человечества ко всеобщему благу. Такое движение может осуществляться только при условии свободы учеников. Но, чтобы эта свобода не превратилась в хаос в преподавании, необходим ряд общих оснований. К таким основаниям относят религию и нравственность.
Особую роль играют следующие аспекты обучения:
- слово учителя, то есть беседа или рассказ;
- развитие творчества детей, к которому относят самостоятельную работу и написание сочинений;
- сознательное усвоение знаний;
- приучение учеников к наблюдательности;
- широкое использование экскурсий, опытов, таблиц и картин, а также наблюдение истинных предметов;
- критическое отношение к звуковым методам обучения грамоте.
Мысли Толстого о деятельности учителя
Толстой выделил следующие советы для учителей:
- чем труднее учителю, тем легче учащимся;
- нельзя, чтобы учащийся стыдился учителя или сверстников;
- то, чему учатся дети, должно быть им интересно и понятно;
- ученику нужно давать такую работу, чтобы каждый урок представлял для него шаг вперед в учении;
- важно, чтобы ученик не боялся наказания за плохое поведение;
- урок должен соответствовать силам ребенка.
Толстой развил в России теорию Ж.Ж. Руссо о свободном воспитании. Им была написана одна из первых книг для обучения в народных школах. Также Толстым была создана самобытная педагогическая система, базирующаяся на собственных религиозно-философских идеях. Идеи Л.Н. Толстого были продолжены в деятельности К.Н. Вентцеля и многих других педагогов конца XIX-начала ХХ века.
Толстой не просто занимался теоретическими разработками в сфере образования, он осуществлял большую практическую педагогическую деятельности. Так, он лично проводил уроки по математике, физике, истории, а также некоторым другим предметам.
Основная форма урока – устный рассказ учителя или беседа.
Детей не ругали и не наказывали ни за плохое поведение, ни за низкую успеваемость. Толстой критиковал традиционную для того времени школу, в частности, в журнале «Ясная поляна» и в других статьях для педагогических журналов. Основой его критики было то, что он считал невозможность и недопустимость порицания детей за их поведение, а также детей нельзя принуждать к учению, если они сами этого не хотят.
Задача учителя – найти подход к каждому ребенку, основываясь на его природных способностях, интересах и потребностях в обучении и воспитании.
Обучение в школе Л.Н. Толстого предполагает три ступени, которые представлены тремя классами:
- младший класс;
- средний класс;
- старший класс.
Домашние задания детям не задавали, все необходимое для образования дети выполняли в стенах школы, самостоятельно или с помощью учителя.
У Толстого отмечен исключительный талант педагогической наблюдательности. Он прислушивался к ошибкам детей в родном языке и арифметике, устанавливая психолого-педагогические причины совершенных ими ошибок, стремился понять все личные переживания учеников. Им были очень точно раскрыты своеобразные черты психологии детей – непосредственности, образности, конкретности их мышления, непосредственности и искренности в выражении мыслей и эмоций.