Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогические условия формирования культуры поведения детей младшего школьного возраста

Культура поведения и ее структура

Определение 1

Культура поведения – это комплекс качеств личности, которые отражают ее поведение в социальной среде, регулируют соблюдение норм этического и эстетического поведения.

Культура поведения отражает требования социальной среды к поведению в ней каждого индивида. Именно, благодаря формированию культуры поведения, осуществляется предотвращение его бесконтрольности и асоциального характера.

Культура поведения формируется в процессе воспитания человека. Ее основы закладываются в раннем возрасте в ходе семейного воспитания, продолжают развиваться на дошкольном этапе развития ребенка и получают закрепление при поступлении ребенка в школу. Школьный этап имеет важное значение для личностного развития. В школах реализуется не только обучение подрастающего поколения, но и создаются оптимальные педагогические условия для воспитания важных качеств личности ребенка, реализуется их раскрытие и практическое применение.

Культура поведения отражает текущий этап общественного развития, запросы и потребности общества, а также оказывает воздействие на его развитие. В культуре поведения выражается все то, что выработано человечеством, на протяжении всего исторического развития: обычаи, традиции, правила поведения в различных направлениях деятельности, этикет, привычки, устои.

По своей структуре культура поведения представляет собой совокупность следующих компонентов:

  • Культура деятельности. Она отражает навыки подготовки к любой деятельности, умение приготовить все важные составляющие ее реализации, навыки бережного отношения к игрушкам, вещам, предметам быта, развитие умений подготовки своего рабочего пространства к деятельности и приведения его в порядок после нее.
  • Культура гигиены. Она отражает соблюдение норм и правил гигиены, ухода за свои телом, поддержание опрятности, управление своим поведением.
  • Культура общения. Она отражает формирование навыков построения коммуникативных связей, установление адекватного общения, построения диалога с различными категориями граждан, навыки разрешения конфликтных ситуаций, усвоение форм и методов обращения с просьбами или иными вопросами, навыки извинения и адекватного реагирования на различные жизненные проблемы и ситуации.
«Педагогические условия формирования культуры поведения детей младшего школьного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методы формирования культуры поведения младших школьников

Развитие у ребенка навыков культурного поведения, усвоение им основ культуры общения, правил этикета происходит в младшем школьном возрасте за счет развития навыков и привычек. Это обусловлено спецификой возрастного развития младших школьников.

Привычки характеризуют стабильность моральных мотивов. Они приобретают форму устойчивой потребности применять навыки общественного поведения и взаимодействия на практике. Если привычка имеет культурную основу, то она способствует развитию личности, формированию ее нравственных принципов поведения.

Замечание 1

Одним из ведущих методов воспитания культуры поведения, приносящих реальный эффект, является личный пример.

В силу своих возрастных особенностей развития, дети младшего школьного возраста лучше всего усваивают информацию, если видят личный пример взрослого. Подражание взрослым лежит в основе их развития и воспитания, усвоения культурных и нравственных норм поведения.

Личный пример должен быть положительным. Педагог, родитель и иной взрослый должны стремиться соблюдать нормы общественного поведения и соблюдать баланс между сказанным и сделанным. Слова и реальные действия не должны находится в расхождении.

Кроме того, воспитание культуры поведения не обходится без участия в этом процессе самого педагога. Его личность, убеждения, мировоззрения имеют важное значение для личностного развития младшего школьника. Деятельность педагога, его воззрения, авторитет влияет на каждого учащегося.

Культура поведения формируется за счет приучения учащихся младших классов к выполнению правил культурного поведения, ориентированных на выполнение всех компонентов культурного поведения и усвоения моральных принципов. Для этого используются специальные упражнения, ориентированные на закрепление культурных действий в своем сознании и формирование стремления к их ежедневному выполнению.

Этапы работы по формированию культуры поведения младших школьников

Развитие культуры поведения младших школьников проходит в форме занятий. Занятия требуют специальной подготовки и организации, подборки необходимого материала, выбора методов и средств.

В работе по воспитанию культуры поведения можно выделить три основных этапа:

  1. Подготовительный этап. На этом этапе происходит подготовка к проведению занятия. Педагогу необходимо провести диагностику тех культурных навыков, которыми уже обладают учащиеся, которые они активно применяют на практике и, как устойчиво их поведение. Исходя из данных диагностики, педагог определяет перечень норм культурного поведения, правил этикета, которые необходимо усвоить учащимся. Далее происходит выбор форм, методов, средств организации занятия. Кроме того, педагог реализует подготовку к занятию детей, давая им разнообразные задания: заучивание стихотворений, придумывание загадок и т.д.
  2. Непосредственное проведение занятия. Культура поведения начинает закладываться с формулирования норм и правил коллективного поведения, которые требуют соблюдения детьми и, выполнение которых служит критерием оценки соблюдения норм культуры. Именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком разнообразных правил и норм. Педагог составляет систему упражнений, выполнение которых требует соблюдения культурных норм, формирует привычку поведения у ребенка и имеет эмоциональный окрас.
  3. Повседневная воспитательная работа. Закрепление норм культуры требует регулярной ежедневной работы. Периодическое выполнение упражнений не принесет должного эффекта. Учащимся необходимо ежедневно давать поручения, задания, требующие соблюдения норм культуры, контроля своего поведения, соблюдения норм гигиены, активизации навыков культурного общения.
Дата последнего обновления статьи: 10.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot