Сущность «готовности» ребенка к обучению в школе и факторы, воздействующие на данный феномен
Готовность ребенка к обучению в школе является сложным и многофакторным явлением. Оно включает в свой состав ряд аспектов, позволяющих судить о том, что ребенок способен учиться в школе и нормально чувствовать себя в новом социальном пространстве.
Готовность к школе – это совокупность компетентностей ребенка, которые необходимы ему для привыкания к новым условиям, восприятия и переработки учебной информации и развитие умений существовать и взаимодействовать с новыми людьми и в новых обстоятельствах, принимать новую социальную роль – роль учащегося.
Готовность ребенка к обучению в школе требует развития у него совокупности умений и навыков, которые позволят упростить адаптацию к школе и станут фундаментом для последующей учебной деятельности. К ним относятся:
- Навыки соблюдения правил: принятие правила и осознание необходимости его выполнять.
- Навыки ориентации деятельности на существующую систему требований.
- Умение принимать на себя роль учащегося т.е. слушать, что говорит педагог, следовать его указаниям, выполнять его задания.
- Навыки совершения действий по шаблону, алгоритму. Ребенок должен уметь решать задачи по образцу, либо реальному, либо закрепленному в памяти.
Подготовка ребенка к обучению в школе требует выполнения планомерной работы по следующим направлениям:
- Подготовка к освоению грамоты.
- Формирование начальных математических представлений.
- Навыки письменной речи.
- Психологическая подготовка.
Подготовка к школе не является одномоментным процессом. Она требует совершения определенной последовательности действий, обучения и развития ребенка по всем четырем направлениям, а это требует времени. Как, правило, подготовка к школе начинается в возрасте 5-6 лет и проходит в ДОУ на последнем этапе пребывания ребенка.
Готовность ребенка к школе зависит от ряда факторов:
- Применяемые методы обучения в ДОУ. Эффективность подготовки требует использования активных форм в обучении и опоры на деятельностный подход.
- Наличие в ДОУ предметно-пространственной среды, имеющий развивающую ориентацию. Такая среда необходима, как для подготовки ребенка к школе, так и для его общего развития. Предметно-развивающая среда ДОУ должна быть построена таким образом, чтобы ребенок имел максимальную самостоятельность действий и мог проявить себя и свои способности в различных направлениях деятельности.
- Система взаимодействия между педагогами ДОУ и родителями. Чтобы обеспечить нормальные условия для готовности ребенка к школе, требуется построение оптимальной системы сотрудничества между ДОУ и семьями воспитанников. Родителей необходимо просвещать по вопросам подготовки ребенка к школе, повышать их педагогическую компетентность и грамотность. Педагогам следует консультировать родителей, проводить с ними беседы, собрания, затрагивая темы семейных конфликтов, вопросы воспитания, давления на ребенка, использование наказаний и т.д.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Психологическая готовность к школе – это сформированность психики ребенка и оптимальное функционирование его психических процессов, обеспечивающих развитие способностей выполнять разнообразные учебные задачи и операции, принимать полноценное участие в учебном процессе.
Такая готовность отражает наличие у ребенка потребности к познанию, желания и интереса к учебной деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста, еще не знает, что ему предстоит делать, не имеет реального представления об этом, но желает попробовать.
Психологической подготовке ребенка к обучению в школе необходимо уделить особое внимание. Поскольку от нее зависит успешность социальной адаптации ребенка к школе, принятия им новых условий и развитие его познавательной мотивации.
Рисунок 1. Психологическая готовность к школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В старшем дошкольном возрасте работа педагога по психологической подготовке к школе реализуется по следующим направлениям:
- Развитие положительных представлений об учебном процессе, учебной деятельности и занятиях в школе. Ребенок должен понять, что учиться необходимо, что в школе получают знания, которые пригодятся ему в жизни. Это способствует развитию активной учебной позиции ребенка. Он хорошо занимается на занятиях, стремится к выполнению всех заданий.
- Формирование нравственных качеств. Важно, развить у ребенка чувство ответственности, дисциплинированность, умение доводить начатое дело до конца, решительность, настойчивость, волю. Это позволит ребенку уверенно чувствовать себя на уроках в школе, сформирует стремление к овладению знаниями и навыками в различных областях деятельности, сформирует навыки приложения усилий для решений какой-то задачи.
- Развитие коммуникативных навыков. В дошкольном возрасте, необходимо приучать ребенка к положительному взаимодействию с коллективом детей. Ребенок должен уметь строить диалоги со сверстниками, уметь находить выход из конфликтных ситуаций, совершать совместную работу с коллективом, достигать общих целей совместными усилиями. Здесь же, необходимо развитие навыков терпимости и уважения к чужому мнению, тактичности.
- Формирование организационных навыков. Они позволят ребенку организовывать свою учебную деятельность, самостоятельно выполнять разнообразные учебные операции, действовать в рамках коллектива учащихся, планировать свою деятельность, решать какие-то организационные затруднения, возникающие по ходу реализации учебного процесса.
- Формирование навыков адекватного отношения к себе. В дошкольном возрасте необходимо привести ребенка к пониманию того, что он не самый лучший, умный и способный. Он должен адекватно воспринимать себя и свои возможности, понимать, что он может совершать ошибки, но на них следует учиться т.е. адекватно воспринимать критику своих действий и стараться исправлять недочеты своей работы.
Рисунок 2. Условия формирования психологической готовности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ