Использование современных технологий обучения в начальном образовании
Педагогическая технология – это способ организации учебно-воспитательной деятельности, при котором осуществляется последовательная реализация всех учебных стадий и действий, сохраняется целостность деятельности и достигаются поставленные цели и задачи образования.
Педагогические технологии являются определенным методом организации образовательной деятельности, привязкой методов к тем или иным условиям реализации педагогической деятельности. Это обуславливает возможность использования той или иной технологии в конкретной педагогической ситуации, ее актуальность для определенной стадии учебной деятельности, для конкретного уровня образования, а также применимость к конкретному педагогу и контингенту учащихся.
Рисунок 1. Педагогические технологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Согласно требованиям ФГОС, на начальном этапе школьного обучения требуется реализация индивидуального подхода к каждому учащемуся. Обучение должно носить дифференцированный характер т.е. учащиеся разделяются на небольшие группы по каким-то общим особенностям развития, способностям и навыкам и обучаются по специальным программам, ориентированным на их полноценное развитие, раскрытие их природного потенциала и освоение способов самостоятельного познания и развития.
В ходе обучения младших школьников, необходимо сформировать у них:
- Навыки коммуникативного взаимодействия в социуме;
- Активную жизненную позицию;
- Умение проявлять инициативу;
- Навыки отстаивания собственной точки зрения, свои взгляды и убеждения;
- Самостоятельность во всех сферах и направлениях деятельности;
- Навыки принятия решений;
- Навыки несения ответственности за свои действия и поступки.
Реализовать формирование данных компетенций младших школьников, а также облегчить процесс их адаптации к новым социальным условиям жизнедеятельности и новому виду ведущей деятельности – учебной, позволит применение следующих педагогических технологий:
- ИКТ – Информационно-коммуникативные технологии.
- Технология проектной деятельности.
- Технология проектирования учебных ситуаций.
- Технология разно уровневого дифференцированного обучения.
- Технологии проблемного обучения.
- Игровые технологии.
- Технология критического мышления.
ИКТ в начальном образовании
Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе обусловлено возрастными особенностями развития учащихся и их познавательными потребностями. Данные технологии способствуют наглядному представлению учебной программы по той или иной учебной дисциплине.
Применение ИКТ на начальном этапе школьного обучения способствует развитию у учащихся познавательной заинтересованности, мотивирует их к познанию и развитию. Обучение становится для них интересным. Учащиеся стремятся познать что-то новое, изучают пути поиска информации, учатся самостоятельно добывать знания.
Основными направлениями применения ИКТ в начальной школе являются:
- Подготовка учебного занятия педагогом. Педагог использует ПК и иные мультимедийные средства, чтобы подготовить материалы к учебному занятию. Например, может быть создана презентация, чтобы наглядно представить тему урока и ее аспекты на интерактивной доске или мониторе ПК. Также, могут быть использованы видеоролики, аудио материалы.
- Составление портфолио педагога и учащегося. Портфолио представляет собой совокупность информации о конкретной личности и ее достижениях в той или иной сфере деятельности. Составление портфолио педагога необходимо для представления информации родителям о компетенции педагога, его профессиональном мастерстве, возможностях. Портфолио учащегося дает информацию о его учебных достижениях, личностном развитии, динамических изменениях его учебных компетенций.
- Организация дистанционных конкурсов, олимпиад. Учащиеся могут стать участниками различных олимпиад, не покидая своего места жительства, т.е. в школе перед монитором ПК.
- Использование Интернет-ресурсов для подготовки педагогом учебных занятий, внеклассной работы, организации взаимодействия с родителями.
- Использование развивающих игр по различным учебным дисциплинам.
- Организация контрольной учебной деятельности, посредством использования тестирования и тренажеров.
Важным направлением применения ИКТ в начальной школе является их сочетание с технологиями здоровьесбережения. Необходимо проводить физкультминутки, гимнастику для глаз, использовать просмотр видеороликов и иных материалов на ПК в течение ограниченного времени, включать упражнения на расслабление в учебное занятие.
Проектные технологии в начальном образовании
Проектная деятельность основывается на постановке педагогом учебной задачи, решить которую должны учащиеся, посредством самостоятельной деятельности, самостоятельного поиска информации.
Проектные технологии могут быть использованы, как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Они могут иметь индивидуальную или групповую форму работы.
Данные технологии обладает огромным воспитательным и образовательным потенциалам. Они позволяют сформировать у учащихся навыки социального взаимодействия: умение работать в команде, учитывать мнение других, принимать иную точку зрения. Учащиеся учатся коммуникативному взаимодействию и установлению положительных контактов.
Важно, что во время проектной деятельности происходит развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся. Они учатся искать учебную информацию и решать учебные задачи. Это облегчает их последующее обучение.
В начальной школе проекты выполняются под руководством педагога и являются способом создания условий для вариативных форм образовательной деятельности.
Использование технологии критического мышления в начальной школе
Технология критического мышления направлена на формирование основ творческой мыслительной деятельности.
Критическое мышление развивает мыслительные процессы учащихся. Это способствую развитию активной мысли младшего школьника и формированию навыков самостоятельного анализа информации.
Технология критического мышления в начальной школе предполагает использование некоторых приемов, используемых на разных уроках. К ним относятся:
- Игра «верно-неверно»;
- Написание творческих работ: сочинения, доклады;
- «Синквейн»;
- Организация чтения с паузами;
- Проведение интеллектуальных разминок (используется на подготовительном этапе урока);
- Кластеры;
- Игра «вопрос-ответ» и «взаимовопрос».