Порядок выбора педагогической технологии для работы с временным детским коллективом
Временный детский коллектив (ВДК) – это малая группа детей и подростков, которая объединена с целью организации их жизнедеятельности в определенный временной промежуток в рамках детского лагеря.
Используемые в работе с временным детским коллективом педагогические технологии, необходимо рассматривать с точки зрения стилевого подхода. Стилевой подход является наиболее актуальным и востребованным в современной педагогике, он пришел на смену уровневому подходу.
Уровневый подход в работе с временным детским коллективом – это подход, основанный на профессионализме педагога, его умении эффективно доносить до детей необходимую информацию и получать обратную связь.
Стилевой подход в работе с временным детским коллективом – это подход, основанный на предварительном анализе детского коллектива и использовании в работе с ним креативных и нестандартных форм.
В стилевом подходе к выбору педагогической технологии, которая будет использоваться в работе с временным детским коллективом, большое значение уделяется не только характеристикам детского коллектива, но и, личностным и профессиональным способностям педагога.
Используя разнообразные педагогические технологии в работе с временным детским коллективом, педагог ставит в первую очередь перед собой задачу по выявлению особенностей данного коллектива. Это необходимо для того, чтобы подобранная педагогическая технология была максимально продуктивной.
К особенностям временного детского коллектива относятся:
- гендерный состав детского коллектива (количество мальчиков и девочек);
- возрастной состав участников;
- уровень воспитанности детей;
- уровень физического и психологического развития детей (дети с нормой развития, дети с различными отклонениями в развитии и поведении и т.д.);
- основные интересы детей (спорт, интеллектуальная направленность и т.п.);
- готовность принимать активное участие в жизни коллектива.
На основании данной информации, деятельность педагога по подбору педагогической технологии, состоит из нескольких последовательных этапов:
- Ориентационно-прогностический – определение направленности деятельности временного детского коллектива, формулирование основной цели и задач, необходимых для ее достижения.
- Информационно-объяснительный – донесение до детей сути организуемой деятельности, демонстрация собственной включенности в данную деятельность и в целом в жизнь детского коллектива.
- Коммуникативно-стимулирующий – личное влияние на деятельность временного детского коллектива, поддержка детей во всех начинаниях, проявление доброжелательного и уважительного отношения к каждому участнику коллектива.
- Аналитико-оценочный – осуществление анализа реализованной деятельности, выявление положительных и отрицательных сторон, недостатков, сравнение полученных результатов с ожидаемыми и т.д.
Таким образом, правильно организованная деятельность педагога временного детского коллектива по выбору эффективной педагогической технологии, гарантирует получение ожидаемого результата в работе с детьми.
Значимые профессиональные качества педагога, осуществляющего работу с временным детским коллективом
Использование в работе с временным детским коллективом педагогических технологий, требует от педагога наличия ряда профессиональных качеств.
Педагогический профессионализм – это интегральная характеристика личности, которая проявляется в работе с детьми, в процессе общения и взаимодействия с ними.
Профессионализм в работе с временным детским коллективом имеет ряд особенностей, которые связаны с тем, что педагогу необходимо в первую очередь за короткое время из малознакомых, а порой и вовсе незнакомых друг с другом детей сформировать сплоченный коллектив. Вся работа осуществляется в рамках досуговой, культурно-просветительской и внеурочной деятельности.
Эффективность использования выбранной педагогической технологии, для работы с временным детским коллективом, определяется следующими характеристиками:
- объективность и субъективность;
- результативность и процессуальность;
- индивидуально-вариативные критерии
- критерии начального и прогностического уровней;
- творческий и профессиональный подходы;
- социальная активность;
- итоговые количественные показатели.
Педагог, работающий с временным детским коллективом, должен уметь:
- Успешно решать разнообразные воспитательно-образовательные задачи.
- Достигать желаемых результатов в воспитании, обучении и развитии детей.
- Использовать разнообразные методики и технологии в работе с детьми.
- Самостоятельно разрабатывать педагогические технологии работы с временным детским коллективом, совершенствовать уже имеющиеся, адаптировать под конкретные условия.
- Использовать в работе с детьми приемлемые методы, способы и приемы работе.
- Осваивать новые педагогические технологии, расширять и углублять собственные знания, расширять педагогические технологии.
- Владеть навыками самообразования, самовоспитания, самооценки и саморегуляции собственной педагогической деятельности.
- Самостоятельно осваивать нормы и эталоны педагогической профессии, достигать вершин мастерства в ней.
- Стремиться индивидуализировать собственный труд, осознанно развивать свою педагогическую индивидуальность разнообразными профессиональными средствами и методами.
- Адекватно оценивать свои профессиональные перспективы, на основании данной оценки обогащать собственный опыт по использованию педагогических технологий в работе с временными детскими коллективами.
Таким образом, педагог, осуществляющий работу с временными детскими коллективами, должен быть личностно расположен к профессии, мотивирован к труду в ней, удовлетворен результатами своей работой.