Аутизм – это отклонение в развитии, связанное с нарушением функционирования психических процессов, проявляющееся в неразвитости эмоциональной сферы, эмоционального восприятия и отклика на внешнее воздействие, а также дефиците сферы общения личности.
Аутисты пребывают в своем собственном мире, состоящем из различного рода переживаний. они полностью в него погружаются и не могут полноценно взаимодействовать с окружающими.
Поскольку, дети с аутизмом имеют особенности социального развития и психические нарушения, то их обучение и развитие сопряжено с рядом трудностей. Потому, требуется применение коррекционных методик и технологий образовательной деятельности аутистов.
Особые образовательные потребности детей с аутизмом
Расстройства аутистического характера приводят к потребности детей в создании специальных условий их обучения, воспитания и развития.
В силу неравномерности развития психических функций ребенка с аутизмом, возникают сложности в организации собственной деятельности ребенка и установлении взаимоотношений с окружающими. Познавательные процессы находятся на низком уровне развития и не могут полноценно функционировать без дополнительной помощи. Потому, для обучения таких детей требуется использование специальных методов и технологий.
Образовательные потребности детей с аутизмом характеризуются следующими специфическими чертами:
- Необходимость постепенного включения ребенка в образовательное пространство. На первых порах оно должно быть строго дозированным.
- Выбор конкретных уроков и направлений деятельности. ребенок с аутизмом может отлично чувствовать себя на определенных учебных дисциплинах и испытывать тревожность, беспокойство, страхи на других. Потому, необходимо начинать обучение с тех уроков, на которых ему комфортно.
- Медлительность деятельности и беспомощность в бытовых процессах. Она требует терпения педагога и оказания им помощи каждому воспитаннику.
- Необходимость развития вербальной и невербальной коммуникации детей специальными методами.
- Необходимость тьюторского сопровождения для некоторых детей.
- Реализация дополнительных индивидуальных занятий с педагогом, на которых вырабатываются навыки поведения, общения в коллективе учащихся, адекватного реагирования на замечания и т.д.
- Создание четкой структуры учебных занятий и периода их прохождения, а также всего времени нахождения ребенка в учебном заведении.
- Планомерное подведение учащихся к фронтальной работы на занятиях. Требуется первоначальное проведение индивидуальной работы на уроках.
- Построение учебного процесса на основе принципа перехода учебной информации «от простого к сложному».
- Использование коррекционных методик просвещения учащихся, способствующих развитию их восприятия, осмыслению опыта и накоплению полноценных знаний об окружающем мире.
- Потребность в регулярном отдыхе для эмоциональной разгрузке. Он требуется как во время уроков, так и на переменах через организацию интересных видов деятельности и взаимодействия с коллективом.
- Потребность ребенка в эмоциональном контакте со взрослым. Это реализует педагог, формируя доверие ребенка и уверенность в собственных силах, в принятии его другими людьми.
- Организация психологического сопровождения образовательной деятельности ребенка.
Принципы организации образования детей с аутизмом
Обучение детей с аутизмом реализуется в опоре на следующие принципы:
- Принцип опоры на междисциплинарный подход в учебно-воспитательной работе. Он предполагает выработку единой стратегии комплексного воздействия на ребенка в урочной и внеурочной деятельности.
- Принцип использования средового подхода в обучении и развитии ребенка. Он означает постепенное усложнение коммуникативного и познавательного направления развития ребенка. Ребенок постигает условия функционирования одной среды и переходит на новый уровень развития - в новую коммуникативно-познавательную среду.
- Принцип опоры в образовательной работе на сохранные и нормально функционирующие психические процессы.
- Принцип деятельностной активности учащегося. Обучение реализуется в действиях, которые мотивируются.
- Принцип включения в содержание образовательной деятельности смыслов человеческой жизни и социального взаимодействия. Это позволит усвоить роль учащегося и требования к ее исполнению и развить основы коммуникации ребенка.
- Принцип соответствия темпов освоения образовательной программы индивидуальным особенностям психической сферы ребенка. Как правило, детям с аутизмом свойственно медленное восприятие информации и ее насыщение эмоциональным окрасом.
Дети с аутизмом могут включаться в образовательный процесс посредством вхождения в инклюзивное образовательное пространство, их обучение может сопровождаться на индивидуальной основе в коррекционном классе, а также могут создаваться мини-группы учащихся с аутизмом разного уровня развития и степени проявления.
Обучение детей с аутизмом реализуется дефектологами, знающими особенности развития детей с данными нарушениями и их специфических образовательных потребностей. В учебном заведении формируется специальное предметно-развивающее пространство, основанное на создании условий для полноценного социального и познавательного развития ребенка.
Ребенку с аутизмом необходимо понимание смысла его деятельности. Иначе, он попросту не сможет организовать свою деятельность и контролировать свое поведение.
Направления образовательной деятельности детей с аутизмом
Поскольку, дети с аутизмом имеют особые образовательные потребности, то их обучение требуют акцентирования внимания на некоторых моментах. Обучение реализуется по следующим направлениям:
- Социальное развитие ребенка. Здесь, требуется уделить внимание созданию искусственных ситуаций общения.
- Формирование бытовых навыков деятельности. Это требует детальной проработки каждого действия и их регулярной тренировки выполнения.
- Коррекция поведения. Требуется выработка адекватного реагирования на любые раздражители, навыков преодоления трудностей.
- Познавательное развитие. Ориентация делается на сохранные психические функции.
- Творческое развитие. Оно требует использования специальных методик, позволяющих активизировать творческую сферу личности ребенка с аутизмом. В большинстве случае она может быть очень объемной и продуктивной, но ее необходимо вытащить из глубин личности и развить.