Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогические основы воспитания и образования детей с аутизмом

Определение 1

Аутизм – это отклонение в развитии, связанное с нарушением функционирования психических процессов, проявляющееся в неразвитости эмоциональной сферы, эмоционального восприятия и отклика на внешнее воздействие, а также дефиците сферы общения личности.

Аутисты пребывают в своем собственном мире, состоящем из различного рода переживаний. они полностью в него погружаются и не могут полноценно взаимодействовать с окружающими.

Поскольку, дети с аутизмом имеют особенности социального развития и психические нарушения, то их обучение и развитие сопряжено с рядом трудностей. Потому, требуется применение коррекционных методик и технологий образовательной деятельности аутистов.

Особые образовательные потребности детей с аутизмом

Расстройства аутистического характера приводят к потребности детей в создании специальных условий их обучения, воспитания и развития.

В силу неравномерности развития психических функций ребенка с аутизмом, возникают сложности в организации собственной деятельности ребенка и установлении взаимоотношений с окружающими. Познавательные процессы находятся на низком уровне развития и не могут полноценно функционировать без дополнительной помощи. Потому, для обучения таких детей требуется использование специальных методов и технологий.

Образовательные потребности детей с аутизмом характеризуются следующими специфическими чертами:

  1. Необходимость постепенного включения ребенка в образовательное пространство. На первых порах оно должно быть строго дозированным.
  2. Выбор конкретных уроков и направлений деятельности. ребенок с аутизмом может отлично чувствовать себя на определенных учебных дисциплинах и испытывать тревожность, беспокойство, страхи на других. Потому, необходимо начинать обучение с тех уроков, на которых ему комфортно.
  3. Медлительность деятельности и беспомощность в бытовых процессах. Она требует терпения педагога и оказания им помощи каждому воспитаннику.
  4. Необходимость развития вербальной и невербальной коммуникации детей специальными методами.
  5. Необходимость тьюторского сопровождения для некоторых детей.
  6. Реализация дополнительных индивидуальных занятий с педагогом, на которых вырабатываются навыки поведения, общения в коллективе учащихся, адекватного реагирования на замечания и т.д.
  7. Создание четкой структуры учебных занятий и периода их прохождения, а также всего времени нахождения ребенка в учебном заведении.
  8. Планомерное подведение учащихся к фронтальной работы на занятиях. Требуется первоначальное проведение индивидуальной работы на уроках.
  9. Построение учебного процесса на основе принципа перехода учебной информации «от простого к сложному».
  10. Использование коррекционных методик просвещения учащихся, способствующих развитию их восприятия, осмыслению опыта и накоплению полноценных знаний об окружающем мире.
  11. Потребность в регулярном отдыхе для эмоциональной разгрузке. Он требуется как во время уроков, так и на переменах через организацию интересных видов деятельности и взаимодействия с коллективом.
  12. Потребность ребенка в эмоциональном контакте со взрослым. Это реализует педагог, формируя доверие ребенка и уверенность в собственных силах, в принятии его другими людьми.
  13. Организация психологического сопровождения образовательной деятельности ребенка.
«Педагогические основы воспитания и образования детей с аутизмом» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Принципы организации образования детей с аутизмом

Обучение детей с аутизмом реализуется в опоре на следующие принципы:

  • Принцип опоры на междисциплинарный подход в учебно-воспитательной работе. Он предполагает выработку единой стратегии комплексного воздействия на ребенка в урочной и внеурочной деятельности.
  • Принцип использования средового подхода в обучении и развитии ребенка. Он означает постепенное усложнение коммуникативного и познавательного направления развития ребенка. Ребенок постигает условия функционирования одной среды и переходит на новый уровень развития - в новую коммуникативно-познавательную среду.
  • Принцип опоры в образовательной работе на сохранные и нормально функционирующие психические процессы.
  • Принцип деятельностной активности учащегося. Обучение реализуется в действиях, которые мотивируются.
  • Принцип включения в содержание образовательной деятельности смыслов человеческой жизни и социального взаимодействия. Это позволит усвоить роль учащегося и требования к ее исполнению и развить основы коммуникации ребенка.
  • Принцип соответствия темпов освоения образовательной программы индивидуальным особенностям психической сферы ребенка. Как правило, детям с аутизмом свойственно медленное восприятие информации и ее насыщение эмоциональным окрасом.

Дети с аутизмом могут включаться в образовательный процесс посредством вхождения в инклюзивное образовательное пространство, их обучение может сопровождаться на индивидуальной основе в коррекционном классе, а также могут создаваться мини-группы учащихся с аутизмом разного уровня развития и степени проявления.

Обучение детей с аутизмом реализуется дефектологами, знающими особенности развития детей с данными нарушениями и их специфических образовательных потребностей. В учебном заведении формируется специальное предметно-развивающее пространство, основанное на создании условий для полноценного социального и познавательного развития ребенка.

Ребенку с аутизмом необходимо понимание смысла его деятельности. Иначе, он попросту не сможет организовать свою деятельность и контролировать свое поведение.

Направления образовательной деятельности детей с аутизмом

Поскольку, дети с аутизмом имеют особые образовательные потребности, то их обучение требуют акцентирования внимания на некоторых моментах. Обучение реализуется по следующим направлениям:

  1. Социальное развитие ребенка. Здесь, требуется уделить внимание созданию искусственных ситуаций общения.
  2. Формирование бытовых навыков деятельности. Это требует детальной проработки каждого действия и их регулярной тренировки выполнения.
  3. Коррекция поведения. Требуется выработка адекватного реагирования на любые раздражители, навыков преодоления трудностей.
  4. Познавательное развитие. Ориентация делается на сохранные психические функции.
  5. Творческое развитие. Оно требует использования специальных методик, позволяющих активизировать творческую сферу личности ребенка с аутизмом. В большинстве случае она может быть очень объемной и продуктивной, но ее необходимо вытащить из глубин личности и развить.
Дата последнего обновления статьи: 11.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot