Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогические идеи Роберта Оуэна

Идеи Роберта Оуэна о воспитании подрастающего поколения

Замечание 1

Роберт Оуэн – это английский философ и педагог, пропагандирующий идеи социализма и творческого развития подрастающего поколения.

Роберт Оуэн был реформатором XIX столетия. В тот период, основным направлением педагогических исследований были идеи гуманистического развития детей, их воспитания в гармонии с природой. Оуэн не поддерживал данные взгляды и считал, что воспитание ребенка должно быть реализовано в специальных условиях, ограждающих его от влияния окружающей среды, уделяя особое внимание физическому развитию, игровой деятельности и творческому воспитанию: танцы, музыкальные занятия, пение, художественная деятельность.

Роберт Оуэн. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Роберт Оуэн. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как сторонник социализма, Оуэн считал, что процесс воспитания должен быть реализован в духе общественности. Предполагалось воспитание коллективной ответственности, коллективной деятельности и коллективного взаимодействия, чувства долга, совести, справедливости.

Основными аспектами формирования детской личности в ходе воспитательной деятельности, Р. Оуэн считал:

  • Ласковое обращение с воспитанниками;
  • Приоритетное значение игровой деятельности в воспитательном процессе;
  • Исключение наказаний и добродушное отношение к детям;
  • Обязательное соблюдение режима дня;
  • Необходимость раннего обучения детей. Оуэном были созданы школы для детей раннего возраста, обучение в которых начиналось с полутора лет. При желании родителей, детей могли принять в школу и в годовалом возрасте;
  • Действия человека и его развития зависит от окружающей среды и конкретных обстоятельств, в которых реализуется воспитательный процесс. Под влиянием среды происходит формирование характера ребенка;
  • Целевое назначение воспитания - формирование сознательной, самостоятельной, рационально мыслящей личности;
  • Приоритетное значение нравственного воспитания и развития подрастающего поколения. Предполагалось воспитание нравственных качеств, нравственных ориентиров деятельности;
  • В основе физического воспитания лежит выполнение военных упражнений;
  • Трудовые навыки – необходимое условие полноценного развития личности;
  • Предоставление права на получения воспитания, образования и развития всем категориям граждан. Это следствие приверженности социализму;
  • Тесная связь воспитательной деятельности с образованием. Воспитание, по мнению Оуэна, оказывает сильное воздействие на формирование знаний и навыков ребенка, на формирование его интеллектуальной сферы;
  • Обязательное проведение занятий на улице.
«Педагогические идеи Роберта Оуэна» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Оуэном была разработана система воспитательной деятельности, включающая четыре ступени получения воспитания и обручения с раннего возраста до старшего школьного.

Подобные идеи были не новы для педагогической науки. Но Оуэн стремился сделать данные взгляды основой организации воспитательной деятельности и способствовал их практическому воплощению.

Система образования Роберта Оуэна

Робертом Оуэном была разработана система четырехуровнего воспитания и обучения подрастающего поколения. Система образования была ориентирована на обучение рабочего класса, т. е. детей рабочих. Она была организована в Нью-Ланарке, где имелась текстильная фабрика, которой управлял ученый, и при которой он организовал учебные заведения для детей рабочих данной фабрики.

Система образования, разработанная Р. Оуэном, состояла из следующих этапов обучения:

  1. Школа для детей раннего возраста. В нее принимались дети от годовалого до пяти летнего возраста. Ее функционирование сходно с работой современных детских садов. Приоритетное внимание отдавалось физическому воспитанию и развитию, реализуемому через организацию прогулок на свежем воздухе, подвижной игровой деятельности. В школе организовывались физические занятия под музыку на свежем воздухе. Вообще, основное времяпрепровождения ребенка в ранней школе было на свежем воздухе. Детей учили танцам, пению, игре на музыкальных инструментах, выполнению различных гимнастических упражнений. Ориентация шла на формирование эстетического вкуса, воспитание физических качеств т.е. имелась тесная связь физического развития с эстетическим.
  2. Дневная школа. В ней производилось обучение детей от пяти до десяти летнего возраста. Дети рабочих изучали арифметику, географию, историю, родной язык и естествознание. Это был этап начального школьного обучения. Большое внимание уделялось формированию практических навыков детей: работа в мастерских фабрики, в садах, полях, выполнение различных трудовых поручений. В этот возрастной период особое внимание было уделено воспитанию социальных и нравственных качеств. Прививалась коллективная ответственность, взаимопомощь, сострадание, честность. Любознательность учащихся была мотивирована проведением с ним бесед и рассказов об окружающем мире и его основах. Преподавание велось в форме игры. Лишь после шести - семилетнего возраста оно приобретало урочный характер. Догматизму и зубрежке научной информации не предавалось значения. Преподавалась полезная информация, необходимая в практической жизнедеятельности. Ведущими методами в обучении стали наглядные пособия.
  3. Вечерняя школа. В ней производилось обучение детей, которые работали на фабрике и не могли посещать дневную школу. Обучение велось для детей от десяти до пятнадцати летнего возраста.
  4. Вечерняя школа для взрослых. Она включала лекции по различным научным направлениям ,которые были ориентированы на культурное просвещение взрослых из рабочего класса. Велась борьба с неграмотностью, реализовывалось развитие творческих навыков.

Основная идея построения образовательной деятельности, предложенная Робертом Оуэном, состояла в практической направленности знаний и навыков деятельности. Оуэн отдавал огромное значение трудовому воспитанию, но видел его в качестве основы развития ребенка. Формирование интеллекта, культуры поведения и социального взаимодействия, развитие духовного мира – основа становления личности по Роберту Оуэну. Его идеи положили основу практическим педагогическим достижениям.

Вклад Оуэна в развитие педагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Вклад Оуэна в развитие педагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 13.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot