Содержание и значение педагогической практики
Педагогическая практика – это одна из форм профессионального обучения в высших и средних педагогических учебных заведениях, которая является ведущим звеном в практической подготовке учителей. Проводят данный вид практики в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности.
Педагогическая практика предоставляет студенту возможность получить представления, касающиеся уникального и самоценного периода детства, в котором идет заложение фундамента развития, включая физическое, познавательно-речевое, социально-нравственное и художественно-эстетическое становление личности детей. Как отечественными, так и зарубежными исследователями проблем детства было отмечено, что на основании типа развития, насыщенности овладения умениями и навыками ранний возраст превосходит каждый из последующих возрастов, являясь временем расцвета, представленным годами, которые могут быть посвящены развитию способностей и творческого потенциала ребенка, стремящегося к открытию для себя мира и себя для мира. Именно в первые три года жизни у детей происходят глубинные качественные изменения, в частности протекает:
- формирование самосознания и речи;
- развитие мышления;
- социализация;
- овладение различными практическими действиями;
- развитие позиции субъекта.
В этот возрастной период дети выступают и как гениальные лингвисты, и как почемучки, и как авторы крайне глубоких идей и мыслей, а также как неугомонные исследователи-экспериментаторы.
Другими словами, в первые три года жизни дети фактически повторяют эволюционный путь человечества. В связи с этим очень важно заняться максимально подробным изучением тенденций развития детей раннего возраста, чтобы дальнейшее воспитание, обучение и личностное становление дошкольника протекало успешно.
В содержание практики включают особенности организации педагогической деятельности в группах детей раннего возраста и изучение условий, необходимых, чтобы обеспечить оптимальное развитие детей на втором-третьем году жизни, изучение диагностики психического развития детей раннего возраста, проблем взаимодействия с детьми, а также методы оказания помощи воспитателю в организации совместной и специальной работы с детьми.
Структура педагогической практики
Педагогическая практика, направленная на получение первичных профессиональных умений и навыков, включая первичные умения и навыки научно-исследовательской деятельности, входит в состав вариативной части программы практики.
Способ проведения такого типа практики – выездной, стационарный, то есть непосредственно в дошкольном учреждении.
Педагогическая практика в группах раннего возраста базируется на результатах обучения, сформированных при изучении психологии, педагогики, истории дошкольного образования, возрастной анатомии и физиологии, педагогики раннего детства, теории и практики создания гигиенических условий в ДОУ.
К результатам педагогической практики можно отнести получение студентами первичных профессиональных умений и навыков, включая первичные умения и навыки научно-исследовательской деятельности, что выступает в качестве теоретической и методической основы для дошкольной педагогики, детской практической психологии, теории и технологии развития детской изобразительной деятельности и др.
Цель и задачи педагогической практики
Цель практики – сформировать у студентов педагогической специальности структуру представлений, касающуюся особенностей педагогического общения воспитателя и детей, а также дать возможность изучить функции деятельности воспитателя с детьми раннего возраста.
Задачи практики:
- сформировать у студентов систему профессиональных умений, которые необходимы в работе воспитателя с детьми раннего возраста;
- ознакомить студентов с особенностями организации педагогического процесса и специфическим трудом воспитателя в группах раннего возраста;
- овладеть навыками личностно-ориентированного общения с детьми раннего возраста;
- овладеть основными методическими подходами в воспитании детей раннего возраста;
- овладеть элементами диагностической деятельности воспитателя и индивидуальных особенностей детей в группах раннего возраста;
- формировать культуру педагогической деятельности.
Знакомство с условиями работы дошкольного образовательного учреждения
Знакомство с условиями работы выбранного для практики дошкольного образовательного учреждения целесообразно начать с беседы с заведующей или заместителем заведующей по воспитательно-образовательной работе, и сбора информации об условиях работы выбранного учреждения дошкольного образования. Следует выяснить основные принципы функционирования ДОУ, принципы планирования воспитательно-образовательной работы, особенности организации административно-хозяйственной работы, обеспеченность ДОО педагогическими кадрами, контингент и возрастной состав детей, обеспеченность ДОУ игрушками и необходимым оборудованием, программу, в соответствии с которой данное дошкольное учреждение работает.
Во время экскурсии по дошкольной организации следует обратить внимание на создание развивающей среды:
- здание – тип постройки, архитектурный облик, соответствие эстетическим требованиям;
- оборудование групповых ячеек;
- оснащение методического кабинета;
- наличие комнаты для родителей или комнаты психологической разгрузки для воспитателей;
- оснащение физкультурного и музыкального залов;
- наличие различных вспомогательных помещений – медицинского кабинета, физиопроцедурного кабинета, кухни и прачечной;
- оснащение участка детского сада – степень создания условий для экологического воспитания детей раннего возраста, то есть наличие уголков леса, луга, сада, экологической тропы, экологической комнаты.
Проводя анализ предметно-развивающей среды, необходимо делать вывод о том, насколько полно учтены интересы ребенка и сохранено его психологическое здоровье, реализованы ли в ней принципы построения развивающей среды.