Педагогическая практика студента
Педагогическая практика – это составной компонент профессионального обучения будущих педагогов, обеспечивающий реализацию теоретических знаний студентов в практической деятельности.
Педагогическая практика представляет собой комплекс мероприятий, в которых студенты выполняют разнообразные виды деятельности, которые устанавливаются специализацией практиканта.
Ключевыми компонентами педагогической практики выступают следующие:
- Развитие у студента способности к изменению своей профессиональной активности. Она рассматривается, как приоритетное качество будущего педагога, отражающее его творческое отношение к своей будущей профессиональной деятельности, использование разнообразных методик, оригинальных идей в обучении и воспитании;
- Разносторонняя направленность деятельности будущего педагога. Педагог должен ориентироваться на развитие предметной, учебной деятельности обучающихся и ее методическое оснащение, эффективную организацию и результативное проведение воспитательного процесса, усвоение навыков исследовательской деятельности;
- Формирование навыков рефлексии. Будущий педагог должен уметь анализировать себя, свои способности, свою работу, средства и методы педагогического воздействия, процесс поиска профессионального решения и его принятие. При анализе собственной деятельности, практикант учится осознавать сложности этой работы и найти оптимальные способы по их преодолению и профилактики.
Педагогическая практика осуществляется в определенном образовательном заведении, выбор которого определяется специализацией студента поэтому практика будущего педагога-воспитателя проходит, естественно, в детском саду. Она имеет следующие целевые ориентиры подготовки будущего воспитателя:
- Формирование у студента профессиональной педагогической компетентности;
- Приобщение к личностно-гуманистическому подходу в организации учебно-воспитательной деятельности, его осознанное принятие и стремление действовать в этом направлении;
- Развитие у будущего профессионала системы видения педагогической реальности4
- Формирование навыков рефлексии, усвоение основ ее культуры;
- Освоение предметной области деятельности;
- Развитие навыков применения педагогических технологий;
- Развитие способности к интеграции в педагогическом процессе: обмен опытом, организация системы взаимодействия, интеграция методов и приемов обучения и воспитания.
Организация педагогической практики в дошкольных образовательных учреждениях необходима для изучения студентом текущего состояния сферы дошкольного образования, его осознание той области деятельности, в которой ему предстоит работать, а также мониторинг деятельности детских садов, для выявления их положительных и отрицательных сторон, предложение своего решения, имеющихся проблем.
Программа педагогической практики в детском саду
Прохождение педагогической практики в любом дошкольном учреждении осуществляется на основании составления ее программы. Она состоит из следующих разделов:
- Определение целевого назначения практики студента на данном этапе его обучения.
- Постановка практических задач.
- Организационные вопросы. Здесь определяется временной промежуток прохождения практики, ее длительность, место прохождения.
- Отчет по практике. По окончанию практики студент составляет отчет по прохождению своей практической деятельности в детском саду. В нем содержится информация о его
- Оценка практики. Педагог оценивает прохождение студентом практики, достижение ее целевого назначения и задач, а также уровень усвоения студентом практических навыков воспитательной деятельности.
Как правило, прохождение практики студентом в детском саду нацелено на развитие у студента полноценных представлений о деятельности дошкольного образовательного учреждения, понимание специфики педагогического взаимодействия между воспитателем и детьми дошкольного возраста и усвоение функций педагога, которые он выполняет при работе с различными группами детей дошкольного возраста. Студент осваивает приемы и методы воспитательного воздействия педагога в детском саду, возможности их применения в разных ситуациях.
Исходя, из целевого назначения практики, выдвигается ряд значимых задач ее прохождения:
- Развитие практического применения теоретических знаний студентов и навыков их творческого применения в педагогическом процессе дошкольного образовательного заведения;
- Формирование профессиональной педагогической ориентации деятельности студента. Необходимо дать студенту осознать свою будущую деятельность, привить ему любовь к детям, развить стремление помогать детям развиваться, а также совершенствовать свои профессиональные качества, навыки и умения;
- Способствовать развитию актуальных профессиональных качеств педагога-воспитателя: терпимость, добродушие, понимание, целеустремленность, дисциплинированность, ответственность;
- Формирование практических навыков педагогической деятельности, отвечающих квалификации педагога, требованиям федеральных образовательных стандартов, предъявляемых к педагогам ДОУ.
Педагогическая практика в детских садах, организуется, как правило, в тот временной период, когда студент не загружен теоретическими занятиями т.е. не посещает учебное заведение. Это может быть период каникул: в летнее или зимнее время. Данная практика проводится на последнем году обучения студента в педагогическом университете. По длительности она не может быть менее трех недель. В зависимости от различных факторов, влияющих на организацию практики (договора вуза с ДОУ, длительность семестров и т.д.) она может быть проведена один или два раза в год.
После прохождения практики студенту необходимо отчитаться руководству учебного заведения, направившего его на практику, о ее прохождении. Для этого, студентом предоставляются следующие отчетные документы:
- Дневник педагогической практики;
- Конспекты, составленные студентом в ходе ее прохождения, касающиеся непосредственного практического обучения.
Педагог ставит дифференцированную оценку за практику студента. Она учитывает степень сформированности у студента практических профессиональных навыков учебно-воспитательной деятельности в ДОУ, уровень профессиональной компетентности будущего педагога, его отношение к практике и проявление в ее ходе своего профессионализма, качество выполнение практических заданий и своевременность предоставления отчетных документов.