Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогическая поддержка учащихся из неполных семей

Принципы педагогической работы с неполными семьями

Определение 1

Неполная семья – это семья, состоящая из одного родителя, опекающего и воспитывающего одного или нескольких несовершеннолетних детей.

Неполные семьи сталкиваются с большим количеством проблем, особенно в области воспитания и обучения детей. Это обуславливает необходимость организации педагогической поддержки для таких семей.

Педагогическая поддержка – это совокупность мероприятий, ориентированных на решение проблем ребенка и преодоления трудностей, стоящих на пути его полноценного, всестороннего развития и социализации.

Педагогическая поддержка является актуальной помощью для неполных семей. Она помогает разрешить проблемы семьи в области воспитания и обучения. Одному родителю итак непросто воспитывать ребенка. К этому добавляются еще и психологические проблемы, связанные с условиями проживания, последствиями распада полной семьи (если она имелась), материальными трудностями, нехваткой временных ресурсов на воспитание ребенка и т.д.

Педагогическая поддержка основывается на взаимодействии ребенка и взрослого, в ходе которого осуществляется самоопределение ребенка, вырабатывается его идеология и ценностные ориентации.

Педагогическая поддержка детей из неполных семей реализуется на основании следующих принципов:

  • Принцип добровольности. Поддержка должна носить добровольный характер т.е. ребенок и его родитель должны быть согласны на оказание помощи в решении их проблем и стремиться к борьбе с трудностями.
  • Принцип опоры на личностные возможности. Поддержка оказывается на основании потенциальных возможностей личности и ее индивидуальных особенностей развития.
  • Принцип сотрудничества. Поддержка строится на сотруднических началах. Необходимо установить продуктивное взаимодействие со всеми членами неполной семьи.
  • Принцип конфиденциальности. Педагогическая поддержка должна носить анонимный характер т.е. нельзя распространяться о проблемах семьи и о программе помощи, оказываемой ей.
  • Принцип безвозмездной деятельности. недопустимо проводить оценку педагогической помощи. Она должна быть добровольной и ориентированной на результат, а не носить коммерческий характер.
  • Принцип результативности. Поддержка основывается на правиле: «Не навреди!». Оно означает применение целесообразных методов и средств, отвечающих потенциальным возможностям отдельной личности.
  • Принцип аналитической работы. Анализ должен быть основой поддержки: анализируются проблемы семьи и детей, анализируется процесс педагогической поддержки и анализируются результаты деятельности.
«Педагогическая поддержка учащихся из неполных семей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Педагогическая поддержка предполагает устранение препятствий, возникающих на пути социального становления и развития отдельного ребенка, и преодоление проблем, возникающих на его жизненном пути, а также, угрожающих нормальному существованию и развитию его семьи.

Направления педагогической поддержки учащихся из неполных семей

Педагогическая работа с неполными семьями ориентирована на создание условий для личностного развития детей данной семьи. Педагог ориентируется на раскрытие потенциала личности и оказывает помощь в решении социальных, психологических и иных трудностей, угрожающих гармоничному развитию личности учащегося.

Основными направлениями педагогической поддержки учащихся из неполных семей являются:

  1. Диагностическая работа. Она связана с определением психического и социального состояния учащегося и условий его жизнедеятельности. Педагог изучает суть проблем неполной семьи и изучает особенности ее жизнедеятельности, а также негативные факторы, влияющие на полноценное развитие конкретного учащегося.
  2. Работа с родителями. Изучив семейное положение и особенности воспитания учащегося, педагог переходит к консультированию родителей, оказанию им помощи в сфере построения взаимоотношений с детьми, работу по коррекции семейных отношений. Для этого устраиваются индивидуальные встречи с родителями, проводятся семейные лекции, консультации, психологические тренинги.
  3. Организация взаимодействия с педагогическим коллективом. Необходимо просветить всех педагогов о семейном положении учащегося и его проблемах, чтобы сформировать единую направленность воспитательной работы.

Работа по данным направлениям ориентирована на повышение знаний родителей в области воспитания и обучения, коррекцию психологического состояния учащегося из неполной семьи, создание условий для всестороннего нормального развития учащегося и ознакомление педагогического коллективами с вариантами воспитательной работы с учащимися из неполных семей, ориентированными на их гармоничное развитие.

Виды педагогической поддержки учащихся из неполных семей

Работа с учащимися из неполных семей начинается с построения стратегии, основанной на диагностировании семьи и ее проблем, а также психоэмоционального состояния отдельного учащегося и его проблем развития.

На основании стратегии педагогической поддержки осуществляется разработка педагогической тактики. Она может быть представлена в одном из следующих видов:

  • Тактика "защита". Она ориентирована на защиту от тех проблем, трудностей, которые снижают познавательную и иную активность учащегося. Происходит борьба с его страхами, вызванными конкретными проблемами и трудностями.
  • Тактика "помощь". Она связана с принятием учащимся необходимости обратиться за помощью в решении своих проблем. Учащийся осознает, что только посредством помощи, он сможет противостоять трудностям и нормально развиваться. Педагог помогает в осознании проблемы и ее роли в жизнедеятельности учащегося и нахождении способов борьбы с ней.
  • Тактика "содействие". Она выбирается в том случае, если учащийся не испытывает страха перед проблемами и сохраняет активную позицию в учебном процессе. Педагог помогает ему бороться с той или иной проблемой, помогает ему в выборе, углублении опыта деятельности.
  • Тактика "взаимодействие". Она основывается на заключении между педагогом и учащимся договора об оказании содействия в преодолении учащимся трудностей. Проблема учащегося преобразуется в образовательную ситуацию, анализируется и преодолевается совместно с учащимся.
Дата последнего обновления статьи: 06.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot