Принципы педагогической работы с неполными семьями
Неполная семья – это семья, состоящая из одного родителя, опекающего и воспитывающего одного или нескольких несовершеннолетних детей.
Неполные семьи сталкиваются с большим количеством проблем, особенно в области воспитания и обучения детей. Это обуславливает необходимость организации педагогической поддержки для таких семей.
Педагогическая поддержка – это совокупность мероприятий, ориентированных на решение проблем ребенка и преодоления трудностей, стоящих на пути его полноценного, всестороннего развития и социализации.
Педагогическая поддержка является актуальной помощью для неполных семей. Она помогает разрешить проблемы семьи в области воспитания и обучения. Одному родителю итак непросто воспитывать ребенка. К этому добавляются еще и психологические проблемы, связанные с условиями проживания, последствиями распада полной семьи (если она имелась), материальными трудностями, нехваткой временных ресурсов на воспитание ребенка и т.д.
Педагогическая поддержка основывается на взаимодействии ребенка и взрослого, в ходе которого осуществляется самоопределение ребенка, вырабатывается его идеология и ценностные ориентации.
Педагогическая поддержка детей из неполных семей реализуется на основании следующих принципов:
- Принцип добровольности. Поддержка должна носить добровольный характер т.е. ребенок и его родитель должны быть согласны на оказание помощи в решении их проблем и стремиться к борьбе с трудностями.
- Принцип опоры на личностные возможности. Поддержка оказывается на основании потенциальных возможностей личности и ее индивидуальных особенностей развития.
- Принцип сотрудничества. Поддержка строится на сотруднических началах. Необходимо установить продуктивное взаимодействие со всеми членами неполной семьи.
- Принцип конфиденциальности. Педагогическая поддержка должна носить анонимный характер т.е. нельзя распространяться о проблемах семьи и о программе помощи, оказываемой ей.
- Принцип безвозмездной деятельности. недопустимо проводить оценку педагогической помощи. Она должна быть добровольной и ориентированной на результат, а не носить коммерческий характер.
- Принцип результативности. Поддержка основывается на правиле: «Не навреди!». Оно означает применение целесообразных методов и средств, отвечающих потенциальным возможностям отдельной личности.
- Принцип аналитической работы. Анализ должен быть основой поддержки: анализируются проблемы семьи и детей, анализируется процесс педагогической поддержки и анализируются результаты деятельности.
Педагогическая поддержка предполагает устранение препятствий, возникающих на пути социального становления и развития отдельного ребенка, и преодоление проблем, возникающих на его жизненном пути, а также, угрожающих нормальному существованию и развитию его семьи.
Направления педагогической поддержки учащихся из неполных семей
Педагогическая работа с неполными семьями ориентирована на создание условий для личностного развития детей данной семьи. Педагог ориентируется на раскрытие потенциала личности и оказывает помощь в решении социальных, психологических и иных трудностей, угрожающих гармоничному развитию личности учащегося.
Основными направлениями педагогической поддержки учащихся из неполных семей являются:
- Диагностическая работа. Она связана с определением психического и социального состояния учащегося и условий его жизнедеятельности. Педагог изучает суть проблем неполной семьи и изучает особенности ее жизнедеятельности, а также негативные факторы, влияющие на полноценное развитие конкретного учащегося.
- Работа с родителями. Изучив семейное положение и особенности воспитания учащегося, педагог переходит к консультированию родителей, оказанию им помощи в сфере построения взаимоотношений с детьми, работу по коррекции семейных отношений. Для этого устраиваются индивидуальные встречи с родителями, проводятся семейные лекции, консультации, психологические тренинги.
- Организация взаимодействия с педагогическим коллективом. Необходимо просветить всех педагогов о семейном положении учащегося и его проблемах, чтобы сформировать единую направленность воспитательной работы.
Работа по данным направлениям ориентирована на повышение знаний родителей в области воспитания и обучения, коррекцию психологического состояния учащегося из неполной семьи, создание условий для всестороннего нормального развития учащегося и ознакомление педагогического коллективами с вариантами воспитательной работы с учащимися из неполных семей, ориентированными на их гармоничное развитие.
Виды педагогической поддержки учащихся из неполных семей
Работа с учащимися из неполных семей начинается с построения стратегии, основанной на диагностировании семьи и ее проблем, а также психоэмоционального состояния отдельного учащегося и его проблем развития.
На основании стратегии педагогической поддержки осуществляется разработка педагогической тактики. Она может быть представлена в одном из следующих видов:
- Тактика "защита". Она ориентирована на защиту от тех проблем, трудностей, которые снижают познавательную и иную активность учащегося. Происходит борьба с его страхами, вызванными конкретными проблемами и трудностями.
- Тактика "помощь". Она связана с принятием учащимся необходимости обратиться за помощью в решении своих проблем. Учащийся осознает, что только посредством помощи, он сможет противостоять трудностям и нормально развиваться. Педагог помогает в осознании проблемы и ее роли в жизнедеятельности учащегося и нахождении способов борьбы с ней.
- Тактика "содействие". Она выбирается в том случае, если учащийся не испытывает страха перед проблемами и сохраняет активную позицию в учебном процессе. Педагог помогает ему бороться с той или иной проблемой, помогает ему в выборе, углублении опыта деятельности.
- Тактика "взаимодействие". Она основывается на заключении между педагогом и учащимся договора об оказании содействия в преодолении учащимся трудностей. Проблема учащегося преобразуется в образовательную ситуацию, анализируется и преодолевается совместно с учащимся.