Метод педагогической мастерской
Педагогическая мастерская – это инновационная технология обучения, подразумевающая нестандартную форму организации занятий, способствующую созданию творческой атмосферы и, психологического комфорта с целью развития у учащихся познавательных, творческих и коммуникативных способностей, а также повышения их учебно-познавательной мотивации.
Педагогическая мастерская в качестве формы, метода и технологии обучения сформировалась не на пустом месте. За ее основу взяты идеи таких мыслителей, как Л. Н. Толстой, С. А. Рачинский, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, Ж. Ж. Руссо.
Данную технологию можно использовать для обучения и учеников, и педагогов. Для учителей педагогические мастерские подчиняются законам андрагогики – науки об обучении взрослых.
Основа работы в мастерской – творческая деятельность каждого. В ходе работы каждому участнику предоставляют право свободно выбирать тему и методы работы, чем создаются творческие условий.
Еще одна особенность мастерской – реализация идеи диалога во всех его аспектах. В ходе занятия происходит обмен мнениями, знаниями и творческими находками среди всех участников мастерской. В процессе работы идет чередование индивидуальной и групповой деятельности, работа в парах.
Результатом работы в мастерской являются не только реальные знания и умения, но и сам процесс поиска истины и создание творческого продукта. Важной характеристикой работы педагогической мастерской выступает сотрудничество и сотворчество.
Мухиной И. А. был выделен следующие принципы ведения мастерской:
- ценностно-смысловое равенство всех участников, в том числе и мастера-руководителя мастерской;
- каждый имеет право на ошибку, а самостоятельное преодоление ошибки является путем к истине;
- безоценочная деятельность, отсутствие критики в адрес любого участника мастерской, что позволяет создать условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализация принципов педагогики успеха.
Свобода действий на таких занятиях предоставляется в границах принятых правил и реализуется:
- правом выбора вида деятельности на разных этапах мастерской;
- правом не участвовать на ступени предъявления продукта;
- правом действовать на свое усмотрение, не прибегая к дополнительным разъяснениям со стороны руководителя;
Помимо того, реализация данной технологии основывается на следующих принципах
- значительный элемент неопределенности и неясности в заданиях. Неопределенность вызывает интерес, но при этом и психологический дискомфорт, желание выйти из него, чем стимулируется творческий процесс. Как и право выбора, этим обеспечивается ощущение внутренней свободе;
- диалоговость в качестве главного принципа взаимодействия, сотрудничества и сотворчества. Диалог участников мастерской, отдельных групп, а также диалог с самим собой и с научным авторитетом является необходимым условием личного освоения элементов культуры, условием восхождения к новым истинам. Диалогом создается в мастерской атмосфера постижения любого явления в разных позиций в разных «цветах», которые только совместно могут дать ощущение радуги мира;
- организация и перестройка реального пространства, в котором реализуется мастерская, на основании задач каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отельные места индивидуальной работы, возможность быстро представлять творческий продукт каждого или всей группы. Содействие формированию чувства свободы;
- значительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя в качестве авторитета на каждом этапе мастерской. Его задача заключается в определенной фиксации достигнутой участниками. Руководителем мастерской не ставятся вопросы и не даются ответы на них. В отдельных случаях он может включаться в работу на равных.
Типы педагогических мастерских и их структура
Педагогические мастерские могут классифицироваться на основании нескольких критериев:
- состав участников;
- цели и способы деятельности;
- временная продолжительность процесса.
Мастерские могут объединить педагогов одного предмета или направления. В другом варианте в мастерской могут быть собраны педагоги, работающие с детьми одного возраста и пр.
На основании целей и способов деятельности выделяют следующие виды педагогических мастерских:
- мастерские творческих разработок мероприятий, программ и пр.;
- мастерские по изучению и освоению новых технологий обучения и воспитания.
В соответствии с продолжительностью выделяют одноактные педагогические мастерские, то есть однодневные, и многоактные, то есть многодневные. На это влияет характер деятельности в ходе мастерской и цели и задачи, которые администрация школы ставит перед собой.
Построение мастерской технологично, ее создают в соответствии с определенным алгоритмом. Структура педагогической мастерской представлена тремя основными этапами.
Первый этап. Индуктор – прием, которые обеспечивает наведение на проблему. Цель индуктора – коснуться внутренних пружин сознания, пробудить желание включаться в работу.
На этом этапе должно быть обосновано:
- почему педагоги должны заниматься этой проблемой;
- какие изменения в работе это повлечет;
- как это повлияет на результат педагогического труда и благосостояние.
Второй этап – изучение новой информации. Творческая работа. Задания выполняются в группе, конструируется групповое мнение, варианты решения проблемы и пр. На данном этапе используют ряд разнообразных педагогических приемов работы с информацией. Отмечается взаимодействие, сотрудничество и сотворчество. Протекают дискуссии и диалоги между педагогами, подготавливают итоговый продукт, то есть практические разработки.
Третий этап – рефлексия, предполагающая самоанализ, анализ движения собственной мысли и чувств в процессе и в результате мастерской.
В психологии принято различать два вида рефлективных процессов:
- авторефлексия – осознание собственных мыслей, поступков и чувств;
- рефлексия в качестве отражения того, что думает другой человек или группа людей.
В педагогической мастерской оба вида рефлексии действуют постоянно. Но рефлексивная деятельность обоих видов протекает для каждого участника мастерской индивидуально.
В процессе осуществления мастерской отмечается чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания.
Во время заключительной рефлексии не только осмысливается процесс творчества и проектирования, получения новых знаний, сколько осознания своих внутренних перемен и разрывов, собственного интеллектуального и эмоционального движения. Это является необходимым элементом мастерской в валеологическом отношении, так как невысказанностью и отсутствием осмысления человек эмоционально перегружается. Это особенно важно для взрослой аудитории, которая более болезненно, по сравнению с детьми, переносит расставание со сложившимися стереотипами.
Мастерские, вне зависимости от вида, несут на себе печать индивидуального авторского стиля. Типология мастерских, как и остальные признаки этой инновационной формы обучения, не сложились окончательно и должны далее отрабатываться на практике и теоретически осмысляться.