Сущность и целевое назначение педагогической инноватики
Педагогическая инноватика – это находящаяся на стыке педагогики, психологии, экономики, информатики и некоторых других научных направлений дисциплина педагогической науки, занимающаяся исследованием формирования, развития и применения педагогических инноваций, новых технологий.
Наличие педагогической инноватики помогает отыскивать приемы повышения качества и эффективности преподавательской деятельности в различных учебных заведениях и уровнях образовательной системы.
Педагогическая инноватика рассматривает процессы внедрения новшеств в педагогическую действительность в социально-экономическом, психологическом, организационном и управленческом направлении развития. Эти направления определяют условия протекания того или иного инновационного процесса в педагогике. Они могут оказывать различное влияние, как положительное, так и отрицательное, на развитие инноваций в педагогике.
Педагогическая инноватика связана с инновационной деятельностью. Она является способом практической реализации инновационной деятельности на всех уровней образовательной системы. Инновационная деятельность связана с применением новых методов и средств в обучении и воспитании, целевого назначения образования и воспитания, отвечающего требованиям современного общества.
На современном этапе общественного развития, педагогическая инноватика является актуальным и активно развивающимся научным направлением. Инновации требуется внедрять периодически, иначе не удастся достичь качественного обучения и воспитания и их результативности. Ученые активно занимаются поиском новых способов деятельности, ищут пути и новые решения для повышения качества обучения и результативности воспитания, с учетом тенденций современного общественного развития.
Целевым назначением педагогической инноватики является обоснование необходимости и обеспечение оптимального непрерывного развития системы обучения и воспитания, отвечающей текущему этапу социально-экономического развития общества.
Достижение поставленной цели предполагает разрешения ряда задач:
- Обязательное теоретическое обоснование и описание процессов и явлений в современной системе обучения и воспитания.
- Формирование новых программ в системе обучения, моделей и форм его организации, поиск новых направлений развития учебно-воспитательного процесса и его рациональной и продуктивной организации.
- Поиск методов и форм развития и применения инновационных процессов.
- Поиск новых направлений педагогических исследований, их обобщение и систематизация.
- Изучение межличностных взаимоотношений, возникающих в системе образования в целом, в конкретном учебном заведении при реализации инновационной деятельности.
Закономерности развития педагогических инноваций
Развитие любого научного направления, в том числе и педагогики, происходит за счет внедрения научных нововведений – разнообразных открытий, как теоретических, так и практических, и изобретений в данной области деятельности.
Среди механизмов формирования нововведений можно выделить следующие:
- Концепция эмпиризма – открытие новшеств в научном мире происходит за счет индуктивного обобщения эмпирических фактов и постановку гипотез. Научное познание основывается на экспериментальном исследовании, проходящим по конкретной программе, плану.
- Применение аналитических методов, обоснования и проверки имеющихся гипотез – предполагается применение методов проб и ошибок, фальсификации, критического исследования.
- Подход, базирующийся на интуиции – преобладание в акте научного новшества, открытия интуитивной опоры, иррациональной деятельности и опытных исследований. Данные новшества носят случайный характер и развиваются под влиянием случая, проведением ученым экспериментальных исследований, неожиданного «озарения» ученых.
- Системный подход. Он базируется на том, что любое научное открытие является следствием влияния социальных, экономических, психологических факторов, которые не зависят от отдельной личности и человечества.
Особенности развития педагогической инноватики в современном мире
На развитие педагогической инноватики в современном мире повлияли следующие факторы:
- Развитие плюрализма во всех сферах общественной жизнедеятельности. Развивается диалог культур, стран и народов. Происходит уход от марксистских концепций;
- Система народного образования претерпевала ряд изменений. Реформирование не принесло должного положительного эффекта и состояние системы образования осталось неудовлетворительным;
- Огромная пропасть между теорией и практикой педагогической науки. Нововведения, разработанные теоретиками, не находят или же, с трудом находят, практическое применение в современной действительности;
- Развитие творческого потенциала педагогов. Педагогики получили право на проявление инициативы и реализацию своих творческих возможностей в практической исследовательской и экспериментальной деятельности;
- Появление большого количества разновидностей учебно-воспитательных учреждений;
- Применение современных информационных средств в системе образования. Применяются компьютеры, интернет-технологии, спутниковое телевидение, интерактивные средства и т.д.;
- Педагогическая инноватика получила статус самостоятельного научного направления.
Внедрение педагогических инноваций на данный момент может затрагивать, как отдельные направления образовательного или воспитательного процесса, так и функционирование педагогического процесса в целом. По сути, процессы обучения и воспитания становятся искусственными. Они тщательно проектируются, модифицируются и непрерывно преобразуются.
Особенностью педагогических инноваций является то, что они не имеют критериев оценки их эффективности при внедрении в учебно-воспитательный процесс.
Кроме того, они характеризуются символическими научными данными, являющимися достаточно общими и многофакторными. Обоснование педагогических инноваций носит множественный характер, что приводит к тому, что инновация является не лимитировано альтернативной.