Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогическая инноватика

Сущность и целевое назначение педагогической инноватики

Определение 1

Педагогическая инноватика – это находящаяся на стыке педагогики, психологии, экономики, информатики и некоторых других научных направлений дисциплина педагогической науки, занимающаяся исследованием формирования, развития и применения педагогических инноваций, новых технологий.

Наличие педагогической инноватики помогает отыскивать приемы повышения качества и эффективности преподавательской деятельности в различных учебных заведениях и уровнях образовательной системы.

Педагогическая инноватика рассматривает процессы внедрения новшеств в педагогическую действительность в социально-экономическом, психологическом, организационном и управленческом направлении развития. Эти направления определяют условия протекания того или иного инновационного процесса в педагогике. Они могут оказывать различное влияние, как положительное, так и отрицательное, на развитие инноваций в педагогике.

Педагогическая инноватика связана с инновационной деятельностью. Она является способом практической реализации инновационной деятельности на всех уровней образовательной системы. Инновационная деятельность связана с применением новых методов и средств в обучении и воспитании, целевого назначения образования и воспитания, отвечающего требованиям современного общества.

На современном этапе общественного развития, педагогическая инноватика является актуальным и активно развивающимся научным направлением. Инновации требуется внедрять периодически, иначе не удастся достичь качественного обучения и воспитания и их результативности. Ученые активно занимаются поиском новых способов деятельности, ищут пути и новые решения для повышения качества обучения и результативности воспитания, с учетом тенденций современного общественного развития.

Целевым назначением педагогической инноватики является обоснование необходимости и обеспечение оптимального непрерывного развития системы обучения и воспитания, отвечающей текущему этапу социально-экономического развития общества.

«Педагогическая инноватика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Достижение поставленной цели предполагает разрешения ряда задач:

  1. Обязательное теоретическое обоснование и описание процессов и явлений в современной системе обучения и воспитания.
  2. Формирование новых программ в системе обучения, моделей и форм его организации, поиск новых направлений развития учебно-воспитательного процесса и его рациональной и продуктивной организации.
  3. Поиск методов и форм развития и применения инновационных процессов.
  4. Поиск новых направлений педагогических исследований, их обобщение и систематизация.
  5. Изучение межличностных взаимоотношений, возникающих в системе образования в целом, в конкретном учебном заведении при реализации инновационной деятельности.

Закономерности развития педагогических инноваций

Замечание 1

Развитие любого научного направления, в том числе и педагогики, происходит за счет внедрения научных нововведений – разнообразных открытий, как теоретических, так и практических, и изобретений в данной области деятельности.

Среди механизмов формирования нововведений можно выделить следующие:

  1. Концепция эмпиризма – открытие новшеств в научном мире происходит за счет индуктивного обобщения эмпирических фактов и постановку гипотез. Научное познание основывается на экспериментальном исследовании, проходящим по конкретной программе, плану.
  2. Применение аналитических методов, обоснования и проверки имеющихся гипотез – предполагается применение методов проб и ошибок, фальсификации, критического исследования.
  3. Подход, базирующийся на интуиции – преобладание в акте научного новшества, открытия интуитивной опоры, иррациональной деятельности и опытных исследований. Данные новшества носят случайный характер и развиваются под влиянием случая, проведением ученым экспериментальных исследований, неожиданного «озарения» ученых.
  4. Системный подход. Он базируется на том, что любое научное открытие является следствием влияния социальных, экономических, психологических факторов, которые не зависят от отдельной личности и человечества.

Особенности развития педагогической инноватики в современном мире

На развитие педагогической инноватики в современном мире повлияли следующие факторы:

  • Развитие плюрализма во всех сферах общественной жизнедеятельности. Развивается диалог культур, стран и народов. Происходит уход от марксистских концепций;
  • Система народного образования претерпевала ряд изменений. Реформирование не принесло должного положительного эффекта и состояние системы образования осталось неудовлетворительным;
  • Огромная пропасть между теорией и практикой педагогической науки. Нововведения, разработанные теоретиками, не находят или же, с трудом находят, практическое применение в современной действительности;
  • Развитие творческого потенциала педагогов. Педагогики получили право на проявление инициативы и реализацию своих творческих возможностей в практической исследовательской и экспериментальной деятельности;
  • Появление большого количества разновидностей учебно-воспитательных учреждений;
  • Применение современных информационных средств в системе образования. Применяются компьютеры, интернет-технологии, спутниковое телевидение, интерактивные средства и т.д.;
  • Педагогическая инноватика получила статус самостоятельного научного направления.

Внедрение педагогических инноваций на данный момент может затрагивать, как отдельные направления образовательного или воспитательного процесса, так и функционирование педагогического процесса в целом. По сути, процессы обучения и воспитания становятся искусственными. Они тщательно проектируются, модифицируются и непрерывно преобразуются.

Особенностью педагогических инноваций является то, что они не имеют критериев оценки их эффективности при внедрении в учебно-воспитательный процесс.

Кроме того, они характеризуются символическими научными данными, являющимися достаточно общими и многофакторными. Обоснование педагогических инноваций носит множественный характер, что приводит к тому, что инновация является не лимитировано альтернативной.

Дата последнего обновления статьи: 06.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot