Педагогическая экспертиза и ее применение в образовательном процессе
Педагогическая экспертиза – это проверка документации образовательной сферы, в том числе правовых документов, проектов и иной документации, касающейся вопросов обучения и воспитания, а также учебной литературы.
Проведение данной экспертизы регулируется ФЗ «Об образовании в РФ». В нем прописывается, что данная экспертиза ориентирована на проверку документации в целях недопущения ухудшения качества обучения и воспитания, прописанными в них положениями и нормами. Она выявляет применение в учебном процессе методов и средств, которые не отвечают возрастным особенностям развития учащихся и могут повредить их воспитанию, обучению и развитию. Кроме того, определяется наличие требований, не имеющих педагогического обоснования, которые отрицательно влияют на процесс обучения, путем изменения его содержания, ухудшают условия обучения, отрицательно сказываются на плановых результатах учебно-воспитательной деятельности.
Рисунок 1. Педагогическая экспертиза. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Педагогическую экспертизу рассматривают в качестве метода научного познания. Экспертизу нельзя приравнивать к проверкам, ревизиям, мониторингу учебных учреждений и учебного процесса. В отличие от них, экспертиза имеет следующие основные характеристики:
- Итоги экспертизы не имеют эталонного соответствия т.е. они не должны соответствовать каким-то нормам и не быть оцененными по принципу соответствует или не соответствует конкретному параметру;
- Экспертиза характеризуется критичностью т.е. педагоги и управленческий состав учебного заведения объективно относятся к реалиям жизнедеятельности учебного заведения;
- Экспертиза помогает в оценке реальной картины работы учебного заведения, выявлению его недостатков и проблем развития;
- Экспертиза способствует нахождению оптимальных способов разрешения, существующих проблем;
- Педагогическая экспертиза проводится государственными служащими;
- Смысл педагогической экспертизы состоит в установлении соответствия реалий педагогического процесса учебного учреждения установленным нормам и требованиям законодательства;
- Информация по экспертизе собирается на основании оценки специалиста экспертного уровня.
Основными объектами педагогической экспертизы являются:
- Нормативно-правовая документация.
- Проекты нормативных документов.
- Педагогическая и образовательная сфера деятельности учебного учреждения.
- Педагогические технологии и методики.
- Инновационные проекты в образовании и воспитании.
Педагогическая экспертиза характеризуется наличием собственной методологии, имеет структурное строение и технологию проведения.
Поскольку педагогическая экспертиза относится к методам научного исследования, то она позволяет не просто оценить и проанализировать деятельность образовательного субъекта, но и помогает составить план и прогноз его дальнейшего развития.
Сущность экспертизы определяется ее предметной областью. Происходит постановка требований к программам обучения, составлению учебных планов, условиям развития образовательной среды.
Технология проведения педагогической экспертизы
Проведение экспертизы реализуется двумя основными способами:
- Проведение открытой экспертизы.
- Проведение закрытой экспертизы.
Экспертиза проводится на основании соблюдения последовательности нескольких основных стадий, ориентированных на выполнение экспертами комплекса действий, имеющих определенную целенаправленность и последовательность.
Стадиями педагогической экспертизы являются:
- Подготовительная стадия. На этой стадии происходит постановка целевого назначения экспертизы, утверждается приказ о ее проведении. Также, осуществляется формирование группы экспертов, которые будут проводить экспертизу, проводится их инструктаж и устанавливаются сроки ее проведения. Здесь же, происходит знакомство экспертов с образовательным заведением и устанавливаются параметры за проверку которых каждый из них несет ответственность.
- Стадия диагностики. Происходит проведение контрольных работ, анкетирование педагогического состава, родителей учащихся, изучается документация, а также проводятся опросы родителей, ориентированные на исследование их удовлетворенностью качеством образования их детей и услуг, предоставляемых учебным учреждением. На этом же этапе происходит диагностика содержания педагогического процесса, его ориентации индивидуальное и личностное развитие учащихся. Педагогическая диагностика проходит достаточно быстро. Она не предполагает применения какого-то особого инструментария и методов исследования. В основном применяются тестовые и опросные методы.
- Аналитическая стадия. Здесь реализуется мониторинг всех данных, которые были выявлены на стадии диагностики. Вся информация систематизируется, обобщается, определяются причинно-следственные связи развития проблем и достижения успехов в педагогическом процессе. Основным методом деятельности экспертов является метод экспертных оценок. Она выступает итогом процесса мониторинга и базируется на навыках видения и разрешения противоречий, составление прогнозов, умения находить оригинальные способы решения проблем и применять творческий подход в ходе этого процесса.
- Заключительная стадия. На этой стадии происходит формулирование выводов и принимаются решения управленческого характера. Руководство школы получает советы и рекомендации по оптимальной организации учебно-воспитательного процесса, позволяющий сделать его более продуктивным и ориентированным на достижение целей и задач образования. Группа экспертов занимается подведением итогов экспертизы, дает пояснения по каждому проверенному параметру и его результатам развития, а затем происходит формирование экспертного заключения.
Проведенная педагогическая экспертиза должна быть достоверной и убедительной. Иными словами, она должна отражать реально выявленные данные развития образовательного процесса, а комплекс собранной информации должен отражать поставленную проблему, быть тщательно проанализирован и системно осмыслен. Поставленная экспертная оценка и составленное заключение экспертов способствует координированию образовательной деятельности учебного учреждения.