Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогическая диагностика в начальной школе

Понятие педагогической диагностики

В ФГОС второго поколения предлагается уровневая оценка результатов обучения: ниже базового, базовый, повышенный и высокий.

Современная парадигма развивающего образования предполагает реализацию диагностического подхода к оценке достижений каждого ученика.

Педагогическая диагностика в качестве совокупности специально подбираемых и систематизированных заданий, дает возможность:

  • определять ряд особенностей усвоения учащимися знаний, умений и навыков по предмету;
  • выявлять характер затруднений учащихся с установлением их причин;
  • определять уровень овладения детьми учебной деятельностью;
  • оценивать изменения, которые происходящих в развитии учащихся.

Педагогическая диагностика предполагает необходимость оценить следующие метапредметные результаты:

  • степень овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления;
  • освоение возможностей решения проблем творческого и поискового характера;
  • навык планирования, контроля и оценки учебных действий, соответствующих поставленным задачам и условиям ее реализации, а также определение наиболее эффективных способов достижения результата;
  • умение понять причины успеха или неуспеха учебной деятельности;
  • овладение логическими действиями, такими как сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Благодаря педагогической диагностике могут быть определены особенности усвоения учениками предметных знаний, умений и навыков.

Выделяют три уровня усвоения содержания предметных знаний, умений и навыков, которыми ставятся следующие задачи:

  • осуществлять воспроизведение знаний;
  • применять знания в знакомых ситуациях;
  • применять знания в незнакомых ситуациях.

Педагогическая диагностика дает возможность выявления характера трудностей учащегося и установления их причин.

Благодаря педагогической диагностике могут быть выделены уже сформированные компоненты учебной деятельности, а также то, что требуют дополнительного объема работы.

Благодаря диагностическим работам может быть определен уровень самоконтроля (планирующего, пошагового и итогового), а также самооценки.

Педагогическая диагностика помогает оценке изменений, происходящих в развитии учеников.

Степень выполнения заданий педагогической диагностики предоставляет возможность рассуждать о степени шаблонности или гибкости мышления учащихся.

Благодаря заданиям можно оценить способствует ли обучение продвижению общего развития, есть ли изменения языкового развития.

«Педагогическая диагностика в начальной школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Этапы педагогической диагностики

Педагогическая диагностика проводится в несколько этапов.

  1. Стартовый этап диагностики. Его цели:

    • в 1 классе – определить учебные возможности детей, возможности по усвоению программных требований, готовностьребенка учиться в школе;
    • во 2-4 классах – сопоставить результаты конца прошлого учебного года с теми, которые были получены в начале нового учебного года, отраженные педагогами в сводных технологических картах, и выявить пробелы в знаниях учеников, планировать шаги, направленные на их устранение.
  2. Промежуточная диагностика – ее проводят в конце каждой четверти или триместра. Цель данного этапа предполагает выявление динамики степени овладения отдельными компонентами учебной деятельности по каждой конкретной тема изучаемого курса, за отдельный промежуток времени с оказанием ему целенаправленной помощи. А также в выборе путей повышения успешности обучения отдельных учеников.Форма проведения диагностики – самостоятельные работы, контрольные срезы, устные опросы, тесты, результаты которых учитель фиксирует в технологической карте.

  3. Итоговая диагностика – проводится в конце апреля - мае. Цель данного этапа – выявить степень сформированности общеучебных умений и навыков на момент окончания учебного года, с учетом специфики предмета, а также получить объективную информацию, касательно состояния и проблем образовательной деятельности в каждом классе, чтобы определить соответствие поставленных целей, результатам, которые были получены в конце учебного года. Формы проведения – контрольные работы, тесты. Результаты данного этапа учитель фиксирует в «Карте индивидуальных достижений».

Другими словами, благодаря педагогической диагностике могут быть определены:

  • компоненты учебной деятельности, сформированные на достаточном уровне, а над какими нужно дополнительно работать;
  • степень самоконтроля нескольких видов – планирующий, пошаговый, итоговый;
  • причины устойчивости ошибок и характер возникающих затруднений;
  • наличие или отсутствие изменений математического и языкового развития;
  • степень влияния обучения на продвижение в общем развитии учащихся.

Педагогическая диагностика имеет ряд личностных и метапредметных результатов.

Выделяют три блока личностных результатов:

  • самоопределение учеников – внутренняя позиция, самооценка ученика, степень его самоуважения, основы гражданской идентичности;
  • смыслообразование – наличие мотивов учения, познавательного интереса, учебной самостоятельности, профессиональной ориентации, индивидуальной образовательной траектории;
  • морально-этическая ориентация воспитанников – наличие нравственных норм, этических чувств, ценностно-смысловых установок, моральной децентрации, социальных компетенций, опыт межличностных отношений и правосознание.

Также выделяют три группы метапредметных результатов:

  • регулятивные – управление собственной деятельностью, осуществление контроля и коррекции, проявление инициативности и самостоятельности;
  • коммуникативные – анализ уровня развития коммуникативных способностей, с анализом достигнутого уровня навыка сотрудничества;
  • познавательные – анализ умений работать с информацией, пользоваться знако-символическими средствами, диагностика уровня развития логического мышления.
Дата последнего обновления статьи: 12.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot