Понятие педагогической диагностики
В ФГОС второго поколения предлагается уровневая оценка результатов обучения: ниже базового, базовый, повышенный и высокий.
Современная парадигма развивающего образования предполагает реализацию диагностического подхода к оценке достижений каждого ученика.
Педагогическая диагностика в качестве совокупности специально подбираемых и систематизированных заданий, дает возможность:
- определять ряд особенностей усвоения учащимися знаний, умений и навыков по предмету;
- выявлять характер затруднений учащихся с установлением их причин;
- определять уровень овладения детьми учебной деятельностью;
- оценивать изменения, которые происходящих в развитии учащихся.
Педагогическая диагностика предполагает необходимость оценить следующие метапредметные результаты:
- степень овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления;
- освоение возможностей решения проблем творческого и поискового характера;
- навык планирования, контроля и оценки учебных действий, соответствующих поставленным задачам и условиям ее реализации, а также определение наиболее эффективных способов достижения результата;
- умение понять причины успеха или неуспеха учебной деятельности;
- овладение логическими действиями, такими как сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Благодаря педагогической диагностике могут быть определены особенности усвоения учениками предметных знаний, умений и навыков.
Выделяют три уровня усвоения содержания предметных знаний, умений и навыков, которыми ставятся следующие задачи:
- осуществлять воспроизведение знаний;
- применять знания в знакомых ситуациях;
- применять знания в незнакомых ситуациях.
Педагогическая диагностика дает возможность выявления характера трудностей учащегося и установления их причин.
Благодаря педагогической диагностике могут быть выделены уже сформированные компоненты учебной деятельности, а также то, что требуют дополнительного объема работы.
Благодаря диагностическим работам может быть определен уровень самоконтроля (планирующего, пошагового и итогового), а также самооценки.
Педагогическая диагностика помогает оценке изменений, происходящих в развитии учеников.
Степень выполнения заданий педагогической диагностики предоставляет возможность рассуждать о степени шаблонности или гибкости мышления учащихся.
Благодаря заданиям можно оценить способствует ли обучение продвижению общего развития, есть ли изменения языкового развития.
Этапы педагогической диагностики
Педагогическая диагностика проводится в несколько этапов.
Стартовый этап диагностики. Его цели:
- в 1 классе – определить учебные возможности детей, возможности по усвоению программных требований, готовностьребенка учиться в школе;
- во 2-4 классах – сопоставить результаты конца прошлого учебного года с теми, которые были получены в начале нового учебного года, отраженные педагогами в сводных технологических картах, и выявить пробелы в знаниях учеников, планировать шаги, направленные на их устранение.
Промежуточная диагностика – ее проводят в конце каждой четверти или триместра. Цель данного этапа предполагает выявление динамики степени овладения отдельными компонентами учебной деятельности по каждой конкретной тема изучаемого курса, за отдельный промежуток времени с оказанием ему целенаправленной помощи. А также в выборе путей повышения успешности обучения отдельных учеников.Форма проведения диагностики – самостоятельные работы, контрольные срезы, устные опросы, тесты, результаты которых учитель фиксирует в технологической карте.
Итоговая диагностика – проводится в конце апреля - мае. Цель данного этапа – выявить степень сформированности общеучебных умений и навыков на момент окончания учебного года, с учетом специфики предмета, а также получить объективную информацию, касательно состояния и проблем образовательной деятельности в каждом классе, чтобы определить соответствие поставленных целей, результатам, которые были получены в конце учебного года. Формы проведения – контрольные работы, тесты. Результаты данного этапа учитель фиксирует в «Карте индивидуальных достижений».
Другими словами, благодаря педагогической диагностике могут быть определены:
- компоненты учебной деятельности, сформированные на достаточном уровне, а над какими нужно дополнительно работать;
- степень самоконтроля нескольких видов – планирующий, пошаговый, итоговый;
- причины устойчивости ошибок и характер возникающих затруднений;
- наличие или отсутствие изменений математического и языкового развития;
- степень влияния обучения на продвижение в общем развитии учащихся.
Педагогическая диагностика имеет ряд личностных и метапредметных результатов.
Выделяют три блока личностных результатов:
- самоопределение учеников – внутренняя позиция, самооценка ученика, степень его самоуважения, основы гражданской идентичности;
- смыслообразование – наличие мотивов учения, познавательного интереса, учебной самостоятельности, профессиональной ориентации, индивидуальной образовательной траектории;
- морально-этическая ориентация воспитанников – наличие нравственных норм, этических чувств, ценностно-смысловых установок, моральной децентрации, социальных компетенций, опыт межличностных отношений и правосознание.
Также выделяют три группы метапредметных результатов:
- регулятивные – управление собственной деятельностью, осуществление контроля и коррекции, проявление инициативности и самостоятельности;
- коммуникативные – анализ уровня развития коммуникативных способностей, с анализом достигнутого уровня навыка сотрудничества;
- познавательные – анализ умений работать с информацией, пользоваться знако-символическими средствами, диагностика уровня развития логического мышления.