Кто такой педагог-психолог
Педагог-психолог – это преподаватель, который имеет психологическое образование. Педагог-психолог имеет дело, с детьми которым требуются специальный подход в обучении. Не все дети, с которым работает педагог-психолог посещают коррекционные школы, многие из них учатся в обычных учебных учреждениях.
В задачу педагога-психолога входит разработка методических походов, которые будут помогать ученикам в усвоении образовательной программы, так же педагог психолог оказывает помощь родителям детей с образовательными проблемами в их воспитании и обучении.
Педагог-психолог отвечает за сохранение психического и социального благополучия учеников.
Профессиональная деятельность педагога-психолога
Профессиональная деятельность педагога-психолога заключается в оказании социальной, педагогической и психологической помощи учащимся в вопросах развития личности, самоопределения.
Основанная цель детальности педагога-психолога заключается в обеспечении гармоничного психологического развития и социальной адаптации детей, предупреждении проявления поведенческих отклонений у учеников.
Для достижения этой цели педагогу-психологи необходимо выполнить следующие задачи:
- проанализировать социальную ситуацию в учреждении, выявить проблемы, их причины и спланировать способы их разрешения
- помогать личностному и интеллектуальному развитию учащихся
- помогать ученикам определить пути к самореализации и самоопределению
- проводить профилактические мероприятия по профилактике социальных и психологических отклонений у учащихся
- создание благоприятных психологических и педагогических условий для непрерывного образования
- помогать педагогам в работе с учениками, путем предоставления научного материала психологической тематики
Деятельность педагога-психолога развивается в нескольких направлениях:
- психологическое просвещение объектов образовательной деятельности
- психологическая профилактика
- психологическая диагностика отклонений
- психологическая коррекция
- психологичное консультирование
Педагог-психолог осуществляет психологическое просвещение объектов образовательной деятельности, предоставляя информацию о психологических процессах, о закономерностях человеческого поведения, особенностях психического развития на разных возрастных этапах. Педагоги-психологи проводят обучающие мероприятия, лекции, групповые консультации, тренинги с учениками, их рыхлителями, другими педагогами.
Психологическая профилактика предполагает, что педагог-психолог должен так же проводить мероприятия в целях предупреждения психологических и социальных проблем у учащихся. Подобные мероприятия так же могут проводиться в виде семинаров, бесед тренингов для учеников, родителей и педагогов.
Психологическая диагностика проводится педагогом-психологом для того чтобы определить личностные особенности учеников, уровень их психического развития, их способности. В дальнейшем эти данные используются для плана просветительской и профилактикой детальности.
Цель работы педагога-психолога – осуществить в максимально возможной степени интеллектуальное, личностное и эмоциональное развитие учеников, при этом сохранив их индивидуальные особенности.
Психологичное консультирование предполагает, что педагог-психолог должен оказывать всех объектам образовательного процесса помощь в решении следующих вопросов:
- трудности обучения
- социальной адаптации
- поведениях отклонений
- развития личности
- жизненных проблем
- отношениях детей и родители, учеников и педагога
Личностные качества педагога-психолога
Каждый педагог-психолог вне зависимости вне зависимости от того в какой организации и с какими детьми он имеет дело должен обладать набором определенных личностных качеств, без которых, невозможно осуществление полноценной педагогической и психологической деятельности. Среди этих основных качеств находятся:
- адекватный уровень самооценки
- целеустремлённость
- трудолюбие
- наблюдательность
- коммуникабельность
- ораторские способности и артистизм
- наблюдательность
- творческие способности
Отдельно следует выделить такое важное педагогическое качество как эмпатия - способность сопереживать своим подопечным, желание им помочь.
Педагог-психолог так же должен владеть педагогическим тактом и высокой культурой поведения.
Этические требования к деятельности педагога-психолога
Педагог-психолог должен быть искренним с учащимися, его задача найти общий язык с учениками, заинтересовать их и побудить к сотрудничеству. Важно, чтобы педагог уважительно и доверительно относился к своим подопечным и при этом сам вызывал у них доверие.
Педагог психолог должен быть объективным и внимательно анализировать возникающие ситуации, в случае необходимости быстро принимать необходимые решения.
Самым главным и достаточно сложным аспектом в деятельности педагога-психолога является его взаимодействие с детьми. Необходимым условием в работе педагога-психолога является его способность принимать ребенка таким какой он есть, учитывать его индивидуальные особенности. Педагог должен научиться налаживать связь и взаимодействовать детьми.
Помимо детей педагогу-психологу необходимо взаимодействовать и с родителями. Педагог долен мотивировать родителей на сотрудничество, объяснять родителям каким образом они могут помочь в развитии своего ребенка, помогать родителям в решении психологических и социальных проблем у их детей.
Ко всему прочему педагог-психолог должен знать, как правильно взаимодействовать с другими педагогами. Педагог-психолог должен оказывать другим педагогам помощь в защите прав ребенка. Он так же должен иметь дружелюбные отношения с другими членами педагогичного коллектива, развивать линию сотрудничества для достижения максимально возможных результатов психологической и педагогической работы. В обязанности педагога-психолога так же входит осведомление других педагогов информацией по психологическим методикам, званиям и так далее.