Патриотическое воспитание – это формирование у детей любви к Родине и уважения к национальным ценностям, традициям и обычаям.
Патриотическое воспитание играет ведущую роль в общем развитии учащегося. Оно является важным компонентом всестороннего и гармоничного развития личности учащегося. Без него невозможно создать полноценного гражданина страны.
Организация патриотического воспитания требует учета возрастных особенностей развития ребенка и его индивидуальности.
Специфика патриотического воспитания в младшем школьном возрасте
В младшем школьном возрасте ребенок становится субъектом новой деятельности и новых отношений. Учебная деятельность становится ведущей. Ребенок погружается в новую социальную среду и познает новые социальные отношения. Именно в это время, как никогда актуально, воспитывать патриотические качества ребенка. Ему необходимости познакомиться с гражданской сферой личности и усвоить основные принципы взаимодействия со своей страной, познать законы ее устройства. Это создаст почву для дальнейшего внедрения ребенка в социальную сферу деятельности, способствует выработке гражданской позиции и сформирует гражданскую идентичность личности учащегося.
Патриотическое воспитание младших школьников направлено на:
- Формирование у детей системы знаний о своей Родине, ее истории и культуре, тенденциях развития и отличительных признаках народов, населяющих страну;
- Развитие интереса к окружающему миру и законам его функционирования;
- Развитие эмоциональной потребности и отзывчивости на социальные события и процессы;
- Развития навыков практического применения теоретических знаний о своей стране: участие в общественной деятельности, волонтерских мероприятиях, уважение культурных особенностей других народов, признание равноправия и равнозначности всех наций и всех культур;
- Уважительное отношение к истории своей страны и ее культурному наследию;
- Знакомство с государственными символами страны и формирование уважительного отношения к ним;
- Воспитание уважительного отношения к старшим;
- Признание собственной причастности к своей стране и ее народу;
- Знакомство с устройством родного края и его историей.
Патриотические качества следует развивать с младшего школьного возраста, поскольку, они являются залогом формирования доброты и милосердия, порядочности, чувства долга и ответственности за свои действия и поступки, воспитания толерантности.
В младшем школьном возрасте осуществляется закладка фундамента личностного развития ребенка и формирования его нравственных ориентиров поведения. Именно поэтому, патриотическое воспитание способствует формированию устойчивых жизненных идеалов.
Особенностями патриотического воспитания младших школьников являются следующие аспекты:
- Воспитание патриотизма в ходе знакомства с социальными явлениями и процессами. Дети приобщаются к различным видам социальной деятельности.
- Приобщение младшего школьника к народной культуре. Дети должны почувствовать себя частью народной культуры. Для этого, они знакомятся с народным фольклором, народными праздниками, традициями.
- Развитие представлений о собственной личности учащегося и его значимости для общества.
- Формирование представлений о Родине в ходе изучения своей «малой Родины»: города, поселения, улицы, дома.
- Пример эмоционального примера взрослых. Взрослые должны демонстрировать ребенку свое отношение к Родине, чтобы дети основывались на их опыте и формировали собственное чувственное и эмоциональное восприятия Родины.
- Усвоение социальных ролей, знакомство с основами жизнедеятельности социальной среды способствует развитию поведенческого компонента патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание младших школьников реализуется в урочной и внеурочной деятельности.
Формы патриотического воспитания во внеурочной деятельности
Реализация воспитания в ходе внеурочной деятельности наиболее актуальное направление патриотического развития ребенка. Это объясняется тем, что в ходе внеурочной деятельности можно приобщить ребенка к разнообразной социальной деятельности, заставить принять участие в социально-ориентированной деятельности.
Реализация патриотического воспитания осуществляется в следующих формах внеурочной деятельности:
- Классный час. Классные часы ориентированы на освещение различных тем учащимся. На них раскрываются множество патриотических вопросов и освещаются проблемы гражданственности.
- Проведение экскурсий. Экскурсии являются формой организации обучения, реализуемой в виде посещения учащимися каких-то природных или социальных объектов. В рамках патриотического воспитания устраиваются экскурсии по местам воинской славы, осуществляются посещения музеев. Это помогает расширить представления учащихся об истории своей страны, своем родном языке и культуре. В детях воспитывается причастность к народным истокам, осознается принадлежность к той или иной культуре.
- Организация встреч в участниками ВОВ, ветеранами труда. Они могут рассказать детям интересные истории из своей жизни и жизни страны.
- Проведение праздников. Как правило, организуется празднование Дня победы, 23 февраля. Дети участвуют в подготовке к празднику, что формирует чувство принадлежности к данному народу и сопричастности к его историческому наследию. Младшие школьники знакомятся с героями войны, событиями, узнают о великих поступках и неудачах в ходе военных действий.
- Проектная деятельность. Проекты составляются на разные темы и объединяют детей и родителей, учат работать с информацией разного рода, помогающую постигнуть историю и культуру своего государства. Дети могут составлять семейное древо, занимаясь поиском информации о своей родословной или формировать проект об истории родного края, его великих людях, героях.
- Спортивные мероприятия. Их организация носит социальный характер, и они ориентированы на воспитание ответственности, долга, семейных ценностей и выработку гражданской позиции.