Школьное патриотическое воспитание и его целевое назначение
Патриотическое воспитание является необходимым элементом школьной образовательной программы. Оно является системным процессом, который ориентирован на привитие учащимся патриотических чувств, любви к Родине и своему народу, гражданского долга и ответственности за развитие своей страны.
Патриотическое воспитание в школе является длительным, поэтапным процессом, поскольку охватывает весь период школьного обучения. Это обуславливает постановку широкого круга задач перед патриотическим воспитанием в стенах школьного образовательного заведения.
Школа играет весомую роль в личностном воспитании и развитии. Она являет собой социальный институт, который воспитывает нравственную гармоничную личность. Патриотизм относится к одному из необходимых условий всестороннего развития личности. Он является значимой ценностью, наполняющей все сферы жизнедеятельности социума и государства.
Личность, наделенная патриотическими качествами, является духовно обогащенной и высокоразвитой. Эти свойства проявляются в активно-деятельностной самореализации личности, ориентированной на деятельность во благо Родины.
В процессе патриотического воспитания, школьникам прививается чувство гордости за свою страну, признание ее специфики, культурного наследия и уважение к истории, свершениям.
Основными задачами школы по реализации патриотического воспитания являются:
- Установление четких различий между национальным и националистическим воспитанием.
- Базирование на определенной исторической основе, культуре, традициях, краеведческих особенностях развития страны, региона.
- Формирование политической грамотности учащихся, чтобы у них имелись представления о текущем состоянии политического устройства, имеющихся партиях и их идейных взглядах.
- Целенаправленное гражданское образование. Патриот должен иметь представления о положениях Конституции страны, ее политической культуре.
- Гражданское и патриотическое воспитание должно основываться на эстетических принципах.
- Развитие привычки поведения, ориентированного на следование основным общественным нормам и правилам.
- Мотивация к развитию интеллектуальной активности, заинтересованности процессом обучения, развитие творческих способностей.
- Формирование навыков объективного оценивания исторических фактов и явлений.
- Организация учебного процесса на основе сотрудничества школы, семьи и социума.
Патриотическое воспитание предполагает проведение мероприятий в стенах школы по реализации государственной политики в сфере развития патриотического воспитания в стране.
Основные формы и методы организации занятий по патриотическому воспитанию учащихся школ
Вопросы патриотического воспитания решаются на основе построения работы, исходя из особенностей существующих местных условий и индивидуального подхода к развитию каждого учащегося. Образовательная программа строится на следующих основных принципах:
- Принцип учета возрастной специфики развития. Программы подбираются по возрастным способностям учащихся.
- Принцип постоянства и преемственности педагогического процесса.
- Принцип рационализации. Предполагает целесообразное сочетание разнообразных направлений и видов учебной деятельности.
- Принцип дифференцированного подхода к каждому учащемуся.
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип применения деятельностного подхода.
Патриотическое воспитание организуется и управляется на основе трех составляющих:
- Целевого назначения обучения – выбор основных целей патриотического воспитания, определяющих его структуру, составные компоненты и признаки.
- Научно-методического содержание учебного процесса – различные методические идеи, составляющие фундамент деятельности коллективов учащихся и педагогов, ориентированных на подготовку подрастающего поколения к защите духовных ценностей родной страны.
- Организационно-практическая реализация учебно-воспитательных программ – включает основное содержание, методы, формы и средства, используемые для организации патриотического воспитания.
Организация учебного процесса при патриотическом воспитании включает в себя разнообразные направления. Сюда может входить организация взаимоотношений с военкоматом, сотрудники которого проводят регулярные беседы или лекционные занятия с учащимися, проведение встреч с участниками боевых действий, проведение тематических классных мероприятий, посвященных различным государственным праздникам, организация досуговых мероприятий в игровой форме, имеющих патриотическое содержание и направленность, организация мероприятий ко Дню победы, проведение уроков истории с приглашением ветеранов войны и труда, политических деятелей, проведение тематических выставок, экскурсий к памятным историческим местам, проведение открытых уроков, внутри и внеклассных конкурсов, показ патриотических документальных фильмов.
У учащихся вызывает особый интерес организация встреч с известными людьми своего края, проведение экскурсий по памятным историческим местам, родным улочкам своего города, которые имеют старые постройки, свою историю и культурное значение. Учащиеся знакомятся с природными богатствами родного края, местом и значимостью своей родной земли в истории страны в целом и влиянии на ее развитие.
Патриотическое воспитание в школе представляет собой плановый и непрерывный процесс, протекающий по следующим ведущим направлениям работы:
- Краеведческое – знакомство учащихся с традициями, обычаями, ремеслами народа;
- Литературно-музыкальное – привитие любви к искусству, развитие чувства прекрасного, любви к природе и искусству, творческой активности;
- Экскурсионно-туристическое – формирование потребности в исследование родного края, его природных и культурных особенностей, исторического наследия, творческих произведений и деятелей;
- Физкультурно-оздоровительное – развитие культуры собственного здоровья, пропаганда здорового образа жизни и мотивация к спорту;
- Гражданское – развитие правовых основ деятельности, уважение к закону;
- Героико-патриотическое – память о героических событиях, подвигах своего народа и достижениях страны.