Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста

Развитие мелкой моторики в раннем возрасте

Определение 1

Мелкая моторика – это способность ребенка совершать пальцами точные движения малой амплитуды.

Определение 2

Крупная моторика – это способность ребенка выполнять движения кширокой амплитуды, которые требуют участия всего тела, например, бег, прыжки, бросание предметов и другие физические движения.

На сегодняшний день уже доказана тесная связь мелкой моторики с речью, что положительно влияет на целостное развитие ребенка. Кольцова М.М. считала, что систематические упражнения, направленные на тренировку движений пальцев – мощное средства повышения работоспособности головного мозга.

Обычно дети с высоким уровнем развития мелкой моторики умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание, связная речь.

Мелкая моторика, так же как и крупная, напрямую связана с движением. Но в отличие от крупной моторики, мелкая уделяет больше внимания малым и изысканным движениям рук, кистей рук и особенно пальцев.

Мелкая моторика включает огромное разнообразие движений: начиная примитивными жестами – захватом объектов, и до очень мелких движений, которые оказывают влияние, например, на почерк ребенка.

Пальчиковые игры в развитии мелкой моторики

С целью развития мелкой моторики используют пальчиковые игры.

Определение 3

Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка мозга ребенка, которая стимулирует его развитие.

Пальчиковые игры увлекательны для детей и помогают не только развивать речь и мелкую моторику, но и творческую деятельность. В ходе таких игр дети повторяют движения взрослых, чем активизируют моторику рук. Это вырабатывает ловкость, умение управлять собственными движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку каких-либо рифмованных историй и сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры – это великолепный и универсальный дидактический развивающий материал.

Методика и смысл данных игр заключается в том, что нервные окончания рук влияют на мозг ребенка, и его мозговая активность и деятельность активизируются.

Пальчиковые игры являются хорошими помощниками для того, чтобы подготовить детскую руку к письму, развить координацию. Пальчиковые игры также являются важной частью работы не только учителей, но и родителей, направляющих усилия на развитие мелкой моторики детей-дошкольников.

Помимо этого, дети получают разнообразные сенсорные впечатления: развивается внимательность, способность сосредотачиваться. Все это развивает речи и готовит руку к письму. Пальчиковыми играми предполагается определенная комбинация жестов и движений. Для воспроизведения пальчиковой игры, дети должны уметь дифференцировать движения, выделять их.

Пальчиковые игры подводят детей к тому, что они начинают полнее и расчлененнее воспринимать игру, в результате чего восприятия становится целенаправленнее и более анализирующим.

Разработаны следующие методические рекомендации для проведения пальчиковых игр:

  • перед игрой необходимо обсудить с детьми ее содержание, сразу отработать необходимые жесты, комбинацию пальцев и движений. Это готовит детей к правильной выполнению упражнений, а также создает необходимый уровень эмоционального настроя;
  • перед началом выполнения упражнения детям разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла;
  • все упражнения выполняются медленно, 3-5 раз, сначала одной рукой, потом другой, а после отработки движений – обеими руками сразу;
  • выполнять упражнения необходимо вместе с детьми, демонстрируя при этом личную увлеченность игровой деятельностью;
  • выполняя упражнения необходимо, по возможности, вовлекать все пальцы руки;
  • необходимо следить, чтобы ребенок правильно ставил кисть руки, точно переключался с одного движения на другое;
  • необходимо добиться, чтобы ребенок выполнял все упражнения легко, избегая чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы упражнения приносили ему радость;
  • все указания необходимо давать спокойным и доброжелательным тоном, четко, не используя лишние слова. При необходимости нужно помочь ребенку;
  • каждое из занятий должно продолжаться несколько минут и повторяться на протяжении дня 2-3 раза;
  • после автоматизации 2-3 выбранных упражнений, постепенно их нужно заменить на новые;
  • никогда не следует принуждать ребенка выполнять задания. Необходимо стремиться понять причину его отказа и ликвидировать ее, по возможности, например, через изменение задания.

Использованием пальчиковых игр предполагается тренировка трех типов их составляющих:

  • сжатие;
  • растяжение;
  • расслабление.

Продолжительность занятия пальчиковыми играми для детей в младшей группе продолжается около 10 минут. Сначала необходимо выполнять все упражнения вместе с детьми. В процессе проведения занятия по пальчиковым играм, необходимо демонстрировать собственную вовлеченность в игру и интерес к ней.

Занятия с использованием пальчиковых игр необходимо выстраивать по принципу постепенной замены игр на новые. Так как игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, то именно пальчиковые игры можно назвать наиболее эффективным средством развития мелкой моторики. Воздействие пальчиковых игр на процесс развития мелкой моторики в воспитательной деятельности, может приводить к тому, что кисти рук детей постепенно приобретут хорошую подвижность, гибкость и исчезнет скованность движений, что в перспективе облегчит овладение письменными навыками.

Дата последнего обновления статьи: 22.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot