Развитие мелкой моторики в раннем возрасте
Мелкая моторика – это способность ребенка совершать пальцами точные движения малой амплитуды.
Крупная моторика – это способность ребенка выполнять движения кширокой амплитуды, которые требуют участия всего тела, например, бег, прыжки, бросание предметов и другие физические движения.
На сегодняшний день уже доказана тесная связь мелкой моторики с речью, что положительно влияет на целостное развитие ребенка. Кольцова М.М. считала, что систематические упражнения, направленные на тренировку движений пальцев – мощное средства повышения работоспособности головного мозга.
Обычно дети с высоким уровнем развития мелкой моторики умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание, связная речь.
Мелкая моторика, так же как и крупная, напрямую связана с движением. Но в отличие от крупной моторики, мелкая уделяет больше внимания малым и изысканным движениям рук, кистей рук и особенно пальцев.
Мелкая моторика включает огромное разнообразие движений: начиная примитивными жестами – захватом объектов, и до очень мелких движений, которые оказывают влияние, например, на почерк ребенка.
Пальчиковые игры в развитии мелкой моторики
С целью развития мелкой моторики используют пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка мозга ребенка, которая стимулирует его развитие.
Пальчиковые игры увлекательны для детей и помогают не только развивать речь и мелкую моторику, но и творческую деятельность. В ходе таких игр дети повторяют движения взрослых, чем активизируют моторику рук. Это вырабатывает ловкость, умение управлять собственными движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры представляют собой инсценировку каких-либо рифмованных историй и сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры – это великолепный и универсальный дидактический развивающий материал.
Методика и смысл данных игр заключается в том, что нервные окончания рук влияют на мозг ребенка, и его мозговая активность и деятельность активизируются.
Пальчиковые игры являются хорошими помощниками для того, чтобы подготовить детскую руку к письму, развить координацию. Пальчиковые игры также являются важной частью работы не только учителей, но и родителей, направляющих усилия на развитие мелкой моторики детей-дошкольников.
Помимо этого, дети получают разнообразные сенсорные впечатления: развивается внимательность, способность сосредотачиваться. Все это развивает речи и готовит руку к письму. Пальчиковыми играми предполагается определенная комбинация жестов и движений. Для воспроизведения пальчиковой игры, дети должны уметь дифференцировать движения, выделять их.
Пальчиковые игры подводят детей к тому, что они начинают полнее и расчлененнее воспринимать игру, в результате чего восприятия становится целенаправленнее и более анализирующим.
Разработаны следующие методические рекомендации для проведения пальчиковых игр:
- перед игрой необходимо обсудить с детьми ее содержание, сразу отработать необходимые жесты, комбинацию пальцев и движений. Это готовит детей к правильной выполнению упражнений, а также создает необходимый уровень эмоционального настроя;
- перед началом выполнения упражнения детям разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла;
- все упражнения выполняются медленно, 3-5 раз, сначала одной рукой, потом другой, а после отработки движений – обеими руками сразу;
- выполнять упражнения необходимо вместе с детьми, демонстрируя при этом личную увлеченность игровой деятельностью;
- выполняя упражнения необходимо, по возможности, вовлекать все пальцы руки;
- необходимо следить, чтобы ребенок правильно ставил кисть руки, точно переключался с одного движения на другое;
- необходимо добиться, чтобы ребенок выполнял все упражнения легко, избегая чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы упражнения приносили ему радость;
- все указания необходимо давать спокойным и доброжелательным тоном, четко, не используя лишние слова. При необходимости нужно помочь ребенку;
- каждое из занятий должно продолжаться несколько минут и повторяться на протяжении дня 2-3 раза;
- после автоматизации 2-3 выбранных упражнений, постепенно их нужно заменить на новые;
- никогда не следует принуждать ребенка выполнять задания. Необходимо стремиться понять причину его отказа и ликвидировать ее, по возможности, например, через изменение задания.
Использованием пальчиковых игр предполагается тренировка трех типов их составляющих:
- сжатие;
- растяжение;
- расслабление.
Продолжительность занятия пальчиковыми играми для детей в младшей группе продолжается около 10 минут. Сначала необходимо выполнять все упражнения вместе с детьми. В процессе проведения занятия по пальчиковым играм, необходимо демонстрировать собственную вовлеченность в игру и интерес к ней.
Занятия с использованием пальчиковых игр необходимо выстраивать по принципу постепенной замены игр на новые. Так как игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, то именно пальчиковые игры можно назвать наиболее эффективным средством развития мелкой моторики. Воздействие пальчиковых игр на процесс развития мелкой моторики в воспитательной деятельности, может приводить к тому, что кисти рук детей постепенно приобретут хорошую подвижность, гибкость и исчезнет скованность движений, что в перспективе облегчит овладение письменными навыками.