Мера стоимости – это отражение способности денег измерять стоимость товаров, работ, услуг.
Мера стоимости является функцией денег и тесно связана с ценой товара. Ее понимание необходимо для расширения экономических познаний детей дошкольного возраста, формирования навыков ориентирования в экономическом пространстве социума.
Экономическое воспитание дошкольников и формирование понимания меры стоимости актуально реализовывать в старшем дошкольном возрасте. В этот период мыслительные процессы дошколят оказываются более развитыми и способности к осознанию экономических процессов и усвоению экономических категорий возрастают.
Формирование понимания понятия «мера стоимости» у детей дошкольного возраста
Усвоение понятия стоимости и понимание меры стоимости осуществляется дошкольниками постепенно. Первоначально происходит формирование конкретных экономических представлений, усвоение элементарных экономических понятий, которые являются базой для понимания стоимости и ее значения в жизнедеятельности отдельной личности и общества.
Экономическое развитие дошкольников реализуется в старших группах. Формирование понимания стоимости и знакомство с понятием «мера стоимости» реализуется в течение нескольких этапов экономического образования детей. К ним относятся следующие стадии:
- Формирование у дошкольников представлений о деньгах, их значении, функциональной роли и применении. На данном этапе, дети учатся отличать деньги от иных объектов, познают бумажное и иное выражение денежных знаков. Формируется понимание, что за деньги можно что-то купить. Однако, им не доступно выделение отличительных признаков монет т.е. они понимают, что каждая монета или бумажный денежный знак отражает конкретную стоимость, которой обладают товары или услуги.
- Формирование понимания ценности денег. Оно формируется посредством выражения стоимости товара конкретными денежными знаками. Такие представления довольно примитивны: ребенок понимает только, что за товар определенной стоимости можно предложить денежный знак конкретного типа. Как правило, детьми рассматриваются в основном монеты. На банкноты они обращают мало внимания.
- Формирование количественного представления о деньгах. Оно связано с тем, что ребенок начинается понимать, что большее количество монет или банкнот дает возможности приобретения большего количества товаров. При этом, начинает формироваться понимание применения банкнот – они необходимы для покупки более дорогих вещей. За монеты нельзя купить что-то хорошее и ценное.
- Расширение представлений об использовании денежных знаков. Ребенок начинает понимать, что он может приобрести товар, который стоит меньше, чем используемый для его оплаты денежный знак. Это приводит к пониманию получения сдачи.
- Формирование представлений о том, что сдача отражает разницу между стоимостью товара и суммой денег, которая отдана за него.
- Формирование понимания понятий «цена», «спрос» и «прибыль». Эти представления носят более полный и расширенный характер. Они отражают понимания стоимости товара: какой товар стоит больше, а какой меньше? Сколько денег необходимо для покупки того или иного товара. Эти понимания формируются на завершающем этапе дошкольного обучения и развиваются уже в ходе обучения в начальной школе.
Познавательно-игровые занятия экономической ориентации
Для реализации экономического развития дошкольников и ознакомления их с понятием «стоимости», в ДОУ проводятся занятия разных форм и направлений. Все они носят игровую направленность и опираются на экономическое содержание.
- Дидактические игры. Посредством них происходит закрепление разнородных экономических понятий, реализуется знакомство с экономическими терминами. Используются разнообразные игры: «Семейный бюджет», «Магазин», «Обмен» и др. Они учат совершению большого количества операций экономической направленности. Дети учатся применять усвоенные экономические знания в разных условиях и разных практических операциях.
- Комплексно-тематические занятия. Они предполагают интеграцию экономических знаний с другими научными и практическими областями деятельности. Экономические знания применяются в других видах деятельности - художественной, математической, экологической, трудовой. Дошкольники учатся понятию стоимости и включению данной категории в свою ежедневную деятельность.
- Мероприятия экономического содержания. Они, с одной стороны, являются развлекательными, а с другой стороны, имеют действенную познавательную силу. Например, в ДОУ могут быть организованы ярмарки, аукционы. Они позволяют сформировать более точно понимание меры стоимости и дают наглядное представление применения данной категории в выполнении продажных и покупательных операций.
- Знакомство со сказками. Естественно используются сказки экономического содержания. Именно в сказках отражается народная мудрость, демонстрируются основы экономических отношений. Сказки учат быть бережливыми, практичными, трудолюбивыми. А это, в свою очередь, требует понимания денег и их функциональной роли.
- Математические занятия. Мера стоимости и представление о ней складываются у дошкольников в ходе математической деятельности. Ведь, без навыков счета, совершения элементарных вычислительных операций, довольно трудно усвоить это понятие. Решение разнообразных арифметических задач формирует развитие воображения, повышает интерес к знаниям. Математические знания формируют основу экономического развития дошкольников. Потому, содержание математических занятий, зачастую, содержит экономическую ориентацию. В частности, мера стоимости и навыки практического применения данной категории формируются при решении разнообразных математических задач.
Следует отметить, что освоение экономических понятий должно опираться на обогащение предметно-развивающей среды ДОУ соответствующими компонентами.