Развитие отечественной школы и педагогики в 1917-1930 годах
Начало первого периода развития советской школы относится к 1917 году, когда к власти пришли большевики и хотели использовать школу и учительство в качестве одного из методов управления Россией.
Во главе школьного дела поставили видных деятелей РКП Н.К. Крупскую, А.В. Луначарского, М.Н. Покровского. Лидеры большевистской партии включились в решение проблем системы образования, рассматривая их в качестве решающих для судьбы страны.
Практически сразу после октября 1917 года большевики начали рушить действующую систему образования. Уничтожали прежние структуры школьного управления, закрывали частные учебные заведения, запретили преподавать древние языки и религию. В 1918 году вышла серия документов, которыми определялась законодательная база реформирования школы. Они затрагивали необходимость отдалить школу от церкви, а церковь от государства, право нерусских народов открывать учебные учреждения с преподаванием на родном языке, введение во всех типах школ совместного обучения и пр.
На протяжении 1920-ых годов дореволюционную структуру школьного образования практически ликвидировали. «Положением о единой трудовой школе» и «Декларацией о единой трудовой школе» была введена единая система совместного и бесплатного общего двухступенчатого образования:
- первая ступень – 5 лет обучения;
- вторая ступень – 4 года обучения.
Также было провозглашено право каждого гражданина на получение образования вне зависимости от расовой или национальной принадлежности, а также социального положения, женщин и мужчин уровняли в праве получения образования, ввели преподавание на родном языке, светское обучение, отделенное от церкви, обучение, соединенное с производительным трудом.
Большевики сновали государственную систему опытно-показательных учебных заведений (ОПУ), вместе с этим они проводили большевистскую политизацию просвещения. Учителя на местах отказывались подчиняться советской власти, так как обвиняли коммунистов в терроре и покушении на демократию. Оптимистические обещания большевиков и реальности школьной жизни противоречили друг другу. Школьные здания пустовали. Учебники можно было достать только за большие деньги. Ученикам не хватало бумаги и чернил. Отмечался массовый уход учителей из школ. Существующая сеть учебных заведений рассыпалась.
Только во второй половине 20-ых годов образование начало выходить из глубокого кризиса, начало увеличиваться количество учебных заведений, а страна подошла к введению всеобщего начального обучения. В 1930-ых годах ввели обязательное начальное четырехклассное образование.
В целом, существенного повышения эффективности образования в этот период не произошло. Школьные учреждения работали неудовлетворительно.
Второй этап развития образования советского периода (1930-1945 годы)
Крупные изменения в системе образования относятся к 1930-ым годам, когда было принято постановление «О начальной и средней школе», в котором была констатирована слабая подготовленность учеников и составлен план перевода школы на предметные программы. Постепенно начало улучшаться качество обучения, благодаря созданию устойчивой школьной системы с преемственными ступенями.
К сильным сторонам реформ 30-ых годов можно отнести:
- формирование стройной структуры преемственных подсистем, от начальной до высшей;
- регулярное предметное обучение;
- единый режим занятий;
- введение стандартных программ и учебников.
Но были в новой системе и минусы, которые позже оказали на школу негативное воздействие:
- безальтернативность и излишняя унификация принципов, содержания и организации процесса обучения;
- отказ от дифференцированного обучения.
Очень сложным было положение школы во время Второй мировой войны. Многие дети лишились возможности учиться, в период 1941-1942 годов в РСФСР в школе обучалось примерно 25% учеников. Фашистами было разрушено порядка 20 тыс. зданий школ.
На период военных действий принимались правительственные решения относительно школьного обучения:
- начали обучать детей с семи лет;
- учредили общеобразовательные школы рабочей молодежи;
- открыли вечерние школы в сельской местности;
- ввели пятибалльную систему оценок успеваемости и поведения учеников;
- установили выпускные экзамены по окончании начальной, семилетней и средней школы;
- награждение золотыми и серебряными медалями отличившихся учеников средней школы.
Третий этап (1945-1991 годы)
Приоритет политики в области образования в период 1945-1950 годов было всеобщее начальное и семилетнее обучение. В этот период число учащихся 5-8 классов выросло более чем вдвое. Осуществить это было крайне сложно, так как не хватало зданий школ, письменных принадлежностей и учебников. Но постепенно ситуация становилась лучше и к началу 1950х годов все школы перешли на всеобщее семилетнее обучение.
Следующий шаг – переход ко всеобщему восьмилетнему обучению. Для этого необходимо было рационализировать систему школ, создать в селах школы-интернаты, подготовить дополнительные преподавательские кадры и преодолеть второгодничество. Это осуществили к 1962 году.
К концу 1950-ых годов существовали следующие учебные заведения среднего образования:
- трехлетние общеобразовательные школы;
- трехлетние вечерние школы;
- техникумы и другие учебные заведения.
К началу 80-ых годов прошлого века созидательный потенциал школы исчерпал себя. Бюрократизация, унификация, тотальная идеологическая индоктринация и уравнительство сделали школу закрытым и оторванным от жизни учреждением. Интересы отдельных детей, как и инициатива учителей, игнорировались.
Еще одна неудачная попытка выйти из кризиса – реформа 1984 года, которая предусматривала слияние общего и профессионального образования, профессионализацию общеобразовательной школы, усиление единообразия в структуре профессионально-технического образования через учреждение дополнительного звена – среднего профессионально-технического училища, что лишь усугубило кризис в образовании.
При распаде СССР школа России все менее соответствовала общественным и образовательным требованиям. Увеличивался разрыв между называемыми целями образования и результатами обучения и воспитания в школах. Это выражалось снижением уровня успеваемости, падением интереса к образованию, ухудшением здоровья учеников и асоциальным поведением детей и подростков.