Умственное развитие детей дошкольного возраста с ДЦП
Детский церебральный паралич (далее ДЦП) – это тяжелое заболевание, характеризующееся нарушением формирования психических, речевых и двигательных функций ребенка.
Большая часть детей с ДЦП имеет нарушения интеллектуального развития, характеризующееся нарушением некоторых высших функций головного мозга. Степень интеллектуального нарушения выявляется посредством выраженности расстройства речи у ребенка.
Одной из основных проблем умственного развития детей дошкольного возраста с ДЦП является замедление темпа восприятия и освоения нового материала, а также нарушение обобщенного восприятия. Это проявляется в том, что детям сложно отделить главное от второстепенного, определить взаимосвязь между объектами. Все это оказывает негативное влияние на формирование у детей представлений о предметах в целом, они не способны самостоятельно оценить собственный труд, сосредоточится, увидеть совершаемые и совершенные ошибки. Кроме того, указанные нарушения приводят к тому, что у детей с ДЦП переутомление нервной системы наступает намного быстрее, чем у здоровых детей. Переутомление вызывает состояние охранительного торможения.
Довольно часто ДЦП у детей сопровождается олигофренией, что выражается недоразвитием умственной деятельности.
Олигофрения имеет атипичный и своеобразный характер, что обусловлено неравномерным поражением различных мозговых структур. Довольно часто встречается вариант олигофрении, при котором вместе с общим недоразвитием познавательных функций у детей наблюдается одновременное снижение активного внимания, личностных реакций и инициативы. Дети, имеющие все указанные нарушения, страдают замедленностью реакций, недостаточностью памяти и инертностью мышления.
Кроме того, дети дошкольного возраста с ДЦП могут иметь различные нарушения и недостатки в развитии речи. Это проявляется не только в том, что дети плохо овладевают разговорной речью, но и тем, что они с трудом воспринимают устную речь другого человека, обращенную к ним. Особенно ярко данные нарушения проявляются в период обучения грамоте. У детей отмечаются разнообразные виды расстройства письма, проблемы с чтением. Все это приводит к снижению потребности ребенка в речевом общении со сверстниками и взрослыми.
Иными характерными признаками, указывающими на поражение интеллекта, является неустойчивость и поверхностность эмоциональных реакций, повышенная внушаемость и слабые собственные побуждения и стремления.
Необходимо также отметить, что у детей с ДЦП в возрасте 2-3 лет отмечается дисгармония в личностном развитии, отсутствие потребности в общении с другими людьми и сниженная эмоциональность. На эти признаки следует обращать особое внимание, так как они могут указывать на развитие у ребенка с ДЦП еще и сопутствующего диагноза – аутизма.
Диагностировать все сопутствующие ДЦП диагнозы у ребенка дошкольного возраста не сложно, гораздо сложнее выявить стертые формы олигофрении. С возрастом характерные признаки нарушений станут более «яркими» и определить их будет проще. Однако их необходимо выявить как можно раньше, чтобы своевременно направить коррекционный процесс в нужное русло.
Особенности воспитания детей дошкольного возраста с ДЦП
Дети дошкольного возраста с ДЦП, в отличие от здоровых детей, требует тесного физического контакта с родителями. Это необходимо для их дальнейшего успешного развития и воспитания. Именно поэтому очень важно оказывать всестороннюю поддержку семьям, имеющим детей с ДЦП. Специалисты из разных областей должны учить родителей уходу за ребенком с ДЦП, знакомить их с особенностями психического и физического развития, помогать овладевать эффективными умениями и навыками по воспитанию детей с ДЦП. Данная помощь должна предоставляться в рамках индивидуального подхода, с учетом имеющихся у ребенка нарушений и его возраста.
Воспитание ребенка с ДЦП необходимо начинать как можно раньше, используя для этого специальные коррекционные методы, приемы и средства.
Воспитание в раннем дошкольном возрасте ребенка с ДЦП направлено на развитие речевых функций, автоматизации двигательных умений и навыков. Воспитательная работа требует больших усилий со стороны родителей и специалистов. Только совместными усилиями можно сформировать правильные речевые и двигательные стереотипы.
Основной целью воспитания ребенка дошкольного возраста с ДЦП является организация коррекционной работы, направленной на успешную социализацию ребенка в обществе, возможности самостоятельно себя обслуживать в быту.
Достижение основной цели воспитания ребенка с ДЦП достигается посредством использования ряда вспомогательных средств, направленных на:
- Расширение возможностей ребенка дошкольного возраста с ДЦП самостоятельно исследовать окружающий мир, приобретать навыки личной гигиены и самообслуживания.
- Организация окружающего пространства таким образом, чтобы оно «помогало» ребенку повышать собственную независимость.
Большое значение в воспитании и уходе за ребенком дошкольного возраста с ДЦП имеет правильная организация режима дня. Это требует больших усилий со стороны родителей, так как у детей с ДЦП недостаточно сформированы биологические ритмы бодрствования и сна. Ребенок может бодрствовать ночью и быть сонливым днем. Это негативно сказывается на его психическом развитии, а также затрудняет проведение специальной коррекционной и восстановительной работы.
Приучать ребенка с ДЦП к конкретному режиму дня необходимо постепенно. «Мягкая» работа в этом направлении способствует нормализации биологических ритмов, что положительно отражается на слаженности функционирования всех его органов и систем.
Таким образом, особенности воспитания детей дошкольного возраста с ДЦП заключаются в том, что весь воспитательный процесс выстраивается в соответствии с уровнем нарушений у ребенка. Основная задача родителей и специалистов – осуществлять воспитательный процесс систематически и целенаправленно. Даже незначительные прогрессивные изменения, которые для здорового ребенка являются естественными, у ребенка с ДЦП являются результатом длительного и упорного труда.