Сущность ролевой игры в дошкольном возрасте
Дошкольное детство – это период возраста с 2-х до 7-ми лет, характеризующийся становлением и развитием личности ребенка, приобретением фундаментальных знаний об окружающем мире и жизни, выработкой привычек правильного поведения и формированием характера.
Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Именно в процессе игры у ребенка дошкольника развиваются физические и духовные силы, память, внимание, воображение, ловкость и дисциплинированность. Игра позволяет ребенку получить необходимый практический опыт, примерить на себе разнообразные социальные роли.
Необходимо отметить, что особое место в деятельности каждого ребенка дошкольного возраста занимают ролевые игры.
Ролевая игра – это игра, которая подразумевает наличие ролей и правил, а также определенного сюжета.
Ролевая игра имеет ряд обязательных структурных компонентов:
- сюжет;
- правила;
- содержание;
- игровые действия;
- реальные и ролевые отношения;
- игровая атрибутика (предметы-заменители, игрушки, костюмы и т.д.).
Главным компонентом в ролевой игре является роль. Именно роль является тем объединяющим компонентом, который связывает все остальные элементы в единое целое.
Роль – это определенный способ игрового поведения участников в рамках созданной игровой ситуации.
В процессе ролевой игры происходит формирование всех сторон личности ребенка дошкольного возраста, происходят изменения в его психике, обеспечивающие переход к новой более высокой стадии его развития.
Характерные особенности ролевой игры
Ролевые игры, детей дошкольного возраста имеют ряд особенностей, которые состоят в следующем:
Наличие определенных правил, которые должны соблюдать все участники игры.
Организатор игры предварительно знакомит всех участников с правилами игры. Важно удостовериться, что все поняли и самое главное приняли правила. Осваивая правила ролевого поведения, дошкольник усваивает те нормы, которые заключены в исполняемой им роли. Это помогает детям понять цели и мотивы деятельности взрослых, их отношение к окружающим событиям, трудовой деятельности, образу жизни и т.д.
Наличие социального мотива игры.
В каждой ролевой игре заключен определенный социальный мотив, который и позволяет ребенку «очутиться» в мире взрослых, разобраться в системе их взаимоотношений, изменив на время собственный социальный статус.
Эмоциональное развитие.
Любая игра ребенка дошкольника эмоционально богата. Однако только ролевая игра способна дать эмоции не сравнимые ни с чем. Повторение действий взрослого, подражание его моральным качествам даёт ребенку большой эмоциональный заряд и формируют его внутренний мир.
-
В процессе ролевой игры дети не только должны соблюдать правила и придерживаться собственной роли, но и стремиться развивать сюжет (ход) игры. Это требует от каждого участника умственных усилий, которые следует трансформировать в игру, делая ее интересной и увлекательной, способной надолго удерживать внимание всех участников. Кроме того, данная деятельность способствует развитию у детей дошкольного возраста памяти и мышления.
Развитие воображения и творчества.
Несмотря на то, что ролевые игры предполагают наличие определенных правил, которые должны соблюдать все ее участники, она также предусматривает и сочетание данных правил с импровизацией. В процессе игры у детей могут возникать новые идеи и образы, которые они стремятся воплотить.
Развитие речи.
Важным, в создании образа (воплощении роли) имеют слова, которые помогают ребенку выявить собственные чувства и мысли, переживания, а также согласовать свои действия с другими игроками. Все это помогает ребенку значительно расширить собственный словарный запас, овладеть навыками эффективной коммуникации и взаимодействия со сверстниками.
Речь в ролевой игре очень важна. Они взаимозависимы. Так речь помогает организовать и реализовать игровые действия. В то время как игра способствует обогащению и совершенствованию речи ребенка. Помимо устной речи, в процессе ролевой игры у ребенка отмечается развитие внутренней речи. Это связано с тем, что ребенок обдумывает свои дальнейшие действия, их соответствии осуществляемой роли.
Виды ролевых игр
Выделяют следующие виды ролевых игр:
- Бытовые игры (игры на бытовые сюжеты) – это игры, в которых дети выполняют разнообразные социальные роли, которые присущи их родителям или окружающим взрослым. Например, «Дочки-матери», «День рождения» и т.д. В процессе таких игр, дети осваивают роль отца, матери, брата, сестры и т.п., выражают свое личное отношение к данным социальным ролям, учатся взаимодействовать между собой как взрослые.
- Ролевые игры на общественные и производственные темы, которые отражают труд людей. Например, «Школа», «Больница», «Детский сад» и т.д. Во время таких игр дети имеют возможность «погрузиться» в профессию, понять ее особенности, сформировать собственное мнение о ее значимости и свое отношение к ней.
- Ролевые игры на героические и патриотические темы – это игры, в основе которых заложен подвиг предков или выдающихся людей. Например, «Космический полет», «Воин-герой» и т.д. В процессе таких игр у детей формируются такие личностные качества как патриотизм, гражданская позиция, уважительное отношение к Родине и т.д.
- Ролевые игры, в основе которых заложены литературные произведения – это игры, в которых дети играют роль сказочного героя, о котором они читали, видели фильм или мультфильм и т.д. Во время таких игр дети не только отражают свое отношение к герою и его поступкам, но и усваивают нормы и правила поведения.
- Режиссерские ролевые игры – представляют собой игры, в которых используются разнообразные куклы, управляемые детьми. Действует он при этом в двух планах – и за куклу, и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок. Рассказов, или собственной жизни.