Родительское отношение – это установка и настрой родителей в отношении к детям, опирающиеся на рациональный эмоциональный и поведенческий компоненты.
Родительское отношение включает в себя много аспектов. Это представления родителей о ребенке, знание основ реализации взаимодействия с ним, принятие особенностей его развития, выбор методов воспитательного воздействия и умение выстроить коммуникативное общение с ребенком.
Особое значение в родительском отношении имеет принятие ребенка со всеми особенностями его развития и реализация воспитательного процесса, согласно им.
Значимость родительского отношения в развитии ребенка с аутизмом
Аутизм – это расстройство психоэмоциональной сферы личности, проявляющееся в неразвитости эмоциональной сферы, замкнутости в общении и пребывании в собственном мире, наполненном разнородными переживаниями.
Аутизм является распространенным отклонением в развитии современных детей. Количество аутистов непрерывно растет, что требует создания специальных условий для их полноценного развития. В первую очередь требуется активное участие родителей в процессе развития ребенка. Они формируют свое отношение к ребенку и его отклонению в развитии, становясь ему партнером.
Личностное развитие детей, во многом зависит от их переживаний и окружающей обстановки, в которой реализуется их развитие. При наличии у ребенка нарушений функционирования психической сферы ему требуется определенный уход и безусловное принятие родителями. Вот почему, значение родительского отношения в развитии ребенка-аутиста сложно переоценить.
Родительское отношение к ребенку-аутисту должно характеризоваться следующими чертами:
- Понимание внутреннего мира ребенка: его чувств, переживаний, интересов, потребностей;
- Уважение индивидуальных особенностей развития ребенка;
- Принятие ребенка с его особенностями и выработка нормального отношения к нему. Не должна быть создана только видимость принятия, поскольку, ребенок чувствует отношение близкого человека;
- Обеспечение удовлетворения потребностей и интересов ребенка. Сюда входит реализация коррекционного обучения, социальное развитие, уважение личного пространства ребенка, обеспечение его защиты и безопасности в социальной среде, а также прав и свобод;
- Высокий уровень близости родителей. Они должны стать друзьями ребенка, людьми, которым он доверяет и чувствует себя рядом с ними в безопасности.
Рисунок 1. Рекомендации для родителей детей-аутистов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Значимость принятия ребенка с аутизмом родителями огромна. Она становится основой полноценного развития ребенка, сглаживания его психических расстройств и формирования максимально возможного нормального психоэмоционального состояния ребенка в процессе его коррекционного обучения и развития.
Модели родительского отношения к детям с ранним аутизмом
Исследования, проведенные среди семей, воспитывающих ребенка с аутизмом, проявления которого были обнаружены в раннем возрасте, свидетельствуют о нарушенных формах отношения родителей к детям с данным дефектом развития. Обнаружение отклонения в развитии приводит к серьезным психологическим проблемам родителей, нарушению их межличностных отношений и искажению воспитательного воздействия в отношении ребенка.
Родительские отношения к детям с аутизмом обладают своеобразными чертами. Они связаны с:
- Противоречиями, возникающими на основе формирования представлений о ребенке.
- Выработкой неадекватного стиля взаимодействия с ребенком.
- Непониманием специфики его видения окружающего мира.
- Скрытом непринятие и, даже, отвержении ребенка и нежелании принимать участие в его воспитании и развитии.
- Видение в ребенке социально несостоятельного человека, за которого они испытывают стыд.
- Страхом выбора неверных направлений воспитания, обучения и развития ребенка.
- Усиленной сосредоточенностью родителей на отклонениях в развитии ребенка и желании приведения его жизнедеятельности в гармонию. Это приводит к уходу от конфликтов, ограниченностью своей жизни интересами и потребностями ребенка.
Родительское отношение к детям с ранним аутизмом может быть представлено следующими основными моделями:
- Подавленность и растерянность родителей. При выявлении отклонения в психоэмоциональном развитии своего ребенка родителя впадают в состояние отчаяния. Оно вызвано, в первую очередь, неготовностью к таким новостям, а также развивающимся страхом дальнейшей жизнедеятельности: распад семьи, неспособность воспитания полноценного гражданина общества. Также, возникает опасение, что заболевание является наследственным и имеет генетическую основу. Потому, родители ограничиваются заведением новых членов семьи.
- Гиперопека в ориентации на ускорение развития ребенка. Родители полностью посвящают свою жизнь коррекционному развитию ребенка. Они стремятся поскорее ввести его в социальное пространство, зачастую, применяя неадекватные методы и средства.
- Отвержение и эмоциональное непринятие ребенка. Оно вызвано стремлением родителей воспитать нормального члена общества, нежеланием нести ответственность за его неадекватное поведение и воспитывать ребенка с социально-неприемлемыми формами поведения и деятельности. Непринятие может проявляться по-разному: уход из семьи (характерно для отцов), невыполнение своих воспитательных функций, отношение к ребенку как к нормальному и предъявление к нему некорректных требований, эмоциональный холод и враждебный настрой.
- Принятие ребенка и концентрация внимания на его негативных сторонах развития. Родителя даже не пытаются замечать положительные аспекты личности ребенка и реализовывать его потенциальные возможности. Во взаимоотношениях с ребенком родители проявляют вспыльчивость, осторожность, не стремятся вводить ребенка в социальное пространство.
- Принятие ребенка и преувеличение его возможностей. Недостаткам психоэмоциональной сферы не уделяется должного внимания, а наличие заболевания не признается родителями.
- Отказ от веры в возможности нормального развития ребенка с аутизмом. Родители принимают ребенка, смиряются с его особенностями развития, но не стремятся к применению усилий для его полноценного воспитания и развития. Ребенок признается больным и ни на что неспособным.
Все эти модели отражают нарушение родительского отношения к детям аутистам. Нормальные модели родительского отношения встречаются редко. Как правило, их удается выработать только при помощи специалистов: психологов, социальных педагогов, дефектологов, помогающих родителям справится со сложившейся ситуацией и сформировать верные представления о своем ребенке и его возможностях.