Характеристика детей с особыми образовательными потребностями
Термин, определяющий понятие «детей с особыми образовательными потребностями», является относительно новым, используемым в обществе тех стран мира, которые переходят от унитарного общества к открытому гражданскому. Это связано с тем, что новое гражданское общество приходит к осознанию того, что в используемом им языке необходимо ввести такое понимание, которое бы не нарушало прав детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии. То есть термин, который будет указывать на уважительно отношение к детям с отклонениями и при этом отражать всю суть ситуации.
Кроме того значимость термина «дети с особыми образовательными потребностями» состоит еще и в том, чтобы исключить из обихода такие термины как «аномальные дети», «дети с нарушениями развития», «дети с отклонениями» и т.д., а так же конкретизирующие их термины (идиот, даун, дибил, имбицил, алалик и т.д.). То есть те термины, которые напрямую указывают на неполноценность или ненормальность ребенка.
Таким образом, современное общество отказывается от деления детей на полноценных и неполноценных, а новый термин закрепляет за всеми детьми право на получение образования.
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, имеющие определенные недостатки в развитии (без указания конкретных нарушений и отклонений), требующие специального подхода к процессу их воспитания и обучения.
В настоящее время термин «дети с особыми образовательными потребностями» используется не только в широком социальном понимании, но и в рамках научного контекста. Непосредственно в научном контексте данный термин очень важен, так как он ориентирует исследователя на «проницательность» границ между нормальным и аномальным развитием детей. А так же дает понимание того, что дети с особыми образовательными потребностями имеют различные психические и физические нарушения, исходя из которых, выстраивается процесс их обучения. Обучение детей, имеющих нарушения и отклонения в развитии всегда индивидуально. Именно это и определяет понимание «особых образовательных потребностей».
Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями
На сегодняшний день проведено достаточно количество исследований, позволяющих выделить как общее, так и разное у категории детей с нарушениями в их развитии, определить их образовательные потребности, предупредить возможные трудности в обучении.
Исследователями установлено, что процесс специального обучения детей с нарушениями в развитии необходимо начинать непосредственно с момента установления (диагностирования) нарушения или отклонения в развитии. Только в этом случае можно будет достичь высоких результатов работы над исправлением (коррекцией) нарушения.
Например, если у ребенка было установлено нарушение зрения или слуха в конце первого месяца жизни, то и коррекционную работу (обучение) необходимо начинать именно с этого момента. Не нужно ждать взросления ребенка. Ожидание не способствует исправлению проблемы, а только лишь усугубляет ее.
Важно так же отметить, что при выявлении у ребенка нарушения недостаточно осуществлять только медикаментозное лечение, необходимо проводить работу с ребенком по всем направлениям, в том числе и методами специального обучения.
Особенности содержания специального обучения заключается в том, что у детей с нарушениями и отклонениями имеются специальные потребности. На основании данных потребностей в процесс обучения вводятся специальные разделы, в зависимости от нарушения.
Например, если у ребенка нарушение слуха, то необходимо ввести занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия.
Если у ребенка отмечается умственная отсталость, то необходимо ввести занятия по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и занятий, направленных на социальную адаптацию ребенка в рамках современного общества.
Специфичность обучения детей с особыми образовательными потребностями требует такой организации обучения, при которой предусматривается «пошаговое» обучения.
Например, при обучении слабовидящих или слепых детей, прежде чем осваивать чтение необходимо освоить рельефно-точечный шрифт Брайля.
Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями подразумевает так же качественную индивидуализацию процесса. Требуется не только специально разработанная программа, но и специально оборудованная образовательная среда.
Например, обучение детей с аутизмом подразумевает создание особого структурированного образовательного пространства, которое бы облегчало им процесс понимания происходящего вокруг. Это дает детям возможность планировать свое поведение и предсказывать дальнейшее течение образовательного процесса.
В аспекте границ образовательного пространства существует необходимость максимального расширения образовательного пространства за пределы образовательного учреждения. В обучении детей с особыми образовательными потребностями, все чаще используются инновационные технологии, которые подразумевают проведение занятий вне учебного заведения.
Например, в настоящее время актуальность приобретает процесс взаимодействия особенных детей и животных. Это требует проведения занятий на ипподроме (иппотерапия), в дельфинарии (дельфинотерапия) и т.д. Тем самым образовательный процесс выходит за рамки учебного заведения.
В аспекте продолжительности обучения существует необходимость длительного процесса обучения и выхода за пределы школьного возраста. В данном случае обучение детей с отклонениями не ставится в возрастные рамки, важно достичь поставленного результата обучения.
С точки зрения определения круга лиц, вовлеченных в образование, и их взаимодействия - необходимость скоординированного участия квалифицированных специалистов разных профилей (логопед, детский психиатр, психолог, дефектолог и т.д.). Только в этом случае процесс обучения будет успешен и может гарантировать достижение поставленных целей.