Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности психомоторных функций у детей со стертой дизартрией

Определение 1

Стертая дизартрия – это речевая патология, являющаяся следствием поражения головного мозга и проявляющаяся в нарушениях звуковой стороны речи и просодических элементов речевой системы.

Произношение при стертой форме дизартрии характеризуется нечеткостью, размытостью, искажением звуков. Артикуляция речи полностью искажена, что приводит к маловыразительности речи и ее невнятности.

Стертая дизартрия обуславливает наличие особенностей развития психомоторных функций организма.

Определение 2

Психомоторика – это сознательное управление движениями.

Нарушение психомоторных функций при данной речевой патологии обусловлено связью речевого аппарата и двигательной сферы организма.

Характеристика работы психомоторной сферы при стертой дизартрии

Двигательная сфера организма при наличии речевой патологии, именуемой стертой дизартрией, характеризуется следующими параметрами развития:

  • Замедленность движений.
  • Быстрая физическая утомляемость. Особенно остро она проявляется в беге и прыжках.
  • Вариативность и качественная неоднородность психомоторных нарушений.
  • Проявление признаков гиперактивности в некоторых случаях.
  • Нарушение гармоничности совершения разнообразных движений.
  • Малая подвижность артикуляционного аппарата.
  • Скованность движений.
  • Выполнение лишних движений, не соответствующих конкретной ситуации, двигательной задаче.
  • Нарушения функциональной работы мышц конкретной группы. В одних случаях это могут быть органы артикуляции, в другой кисти рук, в третьей голова и шея.
  • Нарушение мышечного тонуса.
  • Неспособность совершения точных, дифференцированных движений пальцами рук. Особенно это касается тонких, быстрых и координированных движений.
  • Низкое качество мимических движений.
  • Ограниченность объема и содержания совершаемых движений.
«Особенности психомоторных функций у детей со стертой дизартрией» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Все эти параметры отрицательно сказываются как на работе двигательной сферы организма, так и на речевых функциях. Потому, необходима параллельная коррекция - вместе с логопедической коррекционной работой осуществляется коррекция психоэмоционального развития ребенка со стертой формой дизартрии.

Неречевая симптоматика при дизартрии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Неречевая симптоматика при дизартрии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

При стертой форме дизартрии наблюдается нарушение, как статичных, так и динамичных артикуляционных движений. Все они являются неточными, замедленными и слабоактивными.

Развитие психомоторных функций при стертой форме дизартрии разными методами

Нарушение психомоторных функций является одним из симптомов проявления стертой формы дизартрии. Они проявляются в разных формах и требуют своевременной и систематической коррекционной работы. Для коррекции, развития и активизации психомоторных функций организма применяются следующие методы коррекционной работы:

  • Игры и упражнения, ориентированные на совершение движений в определенном ритме, темпе, с проговариванием.
  • Логоритмические занятия.
  • Артикуляционная гимнастика – упражнения на развитие мышц, отвечающих за работу органов артикуляции.
  • Постановка речевого дыхания. Оно тесно связано не только с произношением, но и с работой органов артикуляции. Дыхание должно быть приведено в соответствие с движением артикуляционного аппарата.
  • Физические упражнения, ориентированные на развитие кистей и пальцев рук.
  • Графические упражнения, ориентированные на развитие мелкой моторики.
  • Обязательная изобразительная деятельность и иные творческие направления деятельности.
  • Регулярное проведение подвижных игр.
  • Проведение мероприятий, тесно связанных с музыкальным и физическим развитием детей и основанных на различных видах двигательной активности.
  • Конструктивная деятельность.

Следует отметить, что только комплексная работа, включающая все направления коррекционной деятельности, в том числе речевое развитие, активизацию моторных функций, развитие двигательной активности и разработку органов артикуляции, поможет скорректировать стертую дизартрию и повысить качество функционирования психомоторных функций организма ребенка с речевой патологией.

Развитие артикуляционной и мимической моторики детей со стертой дизартрией

Чтобы развить моторные функции организма, совершенствовать работу артикуляционной и мимической моторики, выступающих составными компонентами психомоторных функций, используются игровые приемы. Все они делятся на группы:

  1. Творческие игры. Творческие игры основаны на фантазиях детей. Они самостоятельно выбирают сюжет игры и ее атрибуты. Как правило, к таким играм относятся сюжетно-ролевые, театрализованные, предметные.
  2. Дидактические игры. Это игры с правилами. Они имеют образовательную направленность т.е. ориентированы на формирование у детей конкретных навыков, конкретных действий. Игровое действие выполняется на основании соблюдения конкретных правил. Это позволяет сформировать навыки выполнения различных движений органами артикуляции, заложить основы выполнения мимических движений в определенной последовательности.
  3. Подвижные игры. Они ориентированы на общее физическое развитие ребенка и активизацию двигательной сферы организма.

Наиболее часто используемыми играми, направленными на развитие артикуляционной и мимической моторики, являются дидактические игры. Они нацелены на формирование конкретных артикуляционных навыков, активизацию тех или иных органов артикуляции, выработку правильного артикуляционного уклада, координацию работы всех частей артикуляционного механизма.

Кроме того, дидактические игры ориентированы на развитие речевого дыхания и постановку мимики при произнесении конкретных звуков, слов и фраз.

Кроме игровой деятельности используется логопедический массаж, направленный на развитие органов артикуляции, проводятся мимические упражнения, гимнастика и логопедический самомассаж лица. При этом, мимические упражнения проводятся в связи с артикуляционной гимнастикой, а, соответственно являются составными компонентами игровой деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 14.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot